Козерог Козерог
Стихия – Земля
Планета управитель – Сатурн
Нахазюган Нахазюган
Стихия – Земля
Планета покровитель - Кейван
Главная Карта сайта Обратная связь Помощь

Мистика Календаря

calendmisticКалендарь, как государственное установление, имеет многовековую историю, некоторые загадочные страницы которой покрыты мраком тайны. Григорианский календарь, принятый в настоящее время как единая мировая система счисления времени, происходит от древнеегипетского гражданского календаря, созданного, по некоторым данным, в IV тысячелетии до н.э. В своем развитии египетский календарь претерпел ряд изменений, и всякий раз эти изменения влекли за собой кончину самого реформатора календаря.

Почему именно календарные реформы оказывали пагубное влияние на судьбы венценосцев и их держав, ответить достаточно трудно, но констатировать сам факт подобного воздействия приходится и свидетельством тому являются неопровержимые исторические факты.

Древнеегипетские астрономы делили год на 12 тридцатидневных месяцев. Последние пять дней года считались дополнительными и были посвящены богам. Но поскольку действительная продолжительность года (т. е. промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия) составляет 365,2422 солнечных суток, а не 365, как считали древние египтяне, начало года в египетском календаре ежегодно отступало от начала тропического года на 1/4 суток.

Для того чтобы исправить погрешность календаря, царь Эвергет, один из царей династии Птолемеев повелел ввести в календарь помимо пяти добавочных дней еще один дополнительный день – праздник богов Эвергета, который бы отмечался один раз в четыре года. Эвергет издал декрет, в котором говорилось: «...дабы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, пришлись бы когда-нибудь на лето, так как звезда Сириус за каждые четыре года уходит на один день вперед, ... отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Эвергета после пяти добавочных дней и перед новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Эвергетом». Царь Эвергет немного прожил после календарной реформы и стал первой известной истории жертвой изменения устоявшегося календарного ритма.

Эстафету Эвергета перенял Юлий Цезарь, который во время пребывания в Александрии ознакомился с преимуществами египетского календаря, что подтолкнуло его к замене сложного римского лунно-солнечного календаря более удобным в обращении египетским. С помощью египетского астронома Созигена, на правах цезаря и верховного жреца Римской империи, 1 января 45 г. до н.э. «божественный Юлий» произвел реформу древнеримского календаря, учрежденного еще Нумой Помпилием. Овидий в своей календарной поэме «Фасты» так пишет о реформе Цезаря:

Солнечный круговорот

По двенадцати знакам небесным

Точно он рассчитал, распределив его путь.

Он к тремстам пяти дням

Шестьдесят еще суток добавил

Да еще пятую часть времени полного дня.

Это для года предел, а к каждому пятому году,

Чтоб довершить полноту,

Лишний прибавился день.


bezyimyannyiy_67Именно Юлием Цезарем начало года было перенесено с марта на январь, а через год, в мартовские иды величайший из цезарей пал от рук заговорщиков. Предсказание о приближающейся гибели он получил в мартовские календы – в день бывшего празднования Нового года, им же отмененного. А через две недели «божественный Юлий» вознесся к богам, к коим был сопричтен не только указом Римского Сената, но и мнением всего народа, видевшего в огромной комете, еще долго висевшей над «вечным городом», бессмертную душу великого правителя.

Юлианский календарь, бывший на рубеже первого тысячелетия нашей эры достаточно прогрессивным способом летоисчисления, все же имел свои слабые места, что через полторы тысячи лет привело Римского Папу Григория XIII к необходимости вновь реформировать календарь. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суток, что на 11 мин. 14 сек. длиннее тропического года. Календарь, введенный Григорием XIII в 1582 году, оказался более точным, и длина года в нем лишь на 26 секунд превышает тропический год. Отдавая дань уже сложившейся печальной традиции, Папа Григорий XIII покинул сей бренный мир спустя лишь 2,5 года после проведения им календарной реформы.

Введение григорианского календаря в Голландии было ознаменовано убийством Вильгельма Оранского, а во Франции – убийством Генриха III, причем в обоих случаях государи пали от рук фанатиков, прятавших под плащами кинжалы (совсем как в случае с Юлием Цезарем). 1582 год в Испании был отмечен разгромом посланной Филиппом II армады, что стало поворотным пунктом в истории этого государства, предопределившим «закат» Испании.

Православная Россия из политических соображений долгое время отказывалась от принятия григорианского календаря и продолжала жить по юлианскому. Лишь с приходом к власти большевистского правительства 31 января 1918 года Россия перешла на григорианский календарь, а в августе того же года произошло покушение на вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, подорвавшее его здоровье настолько, что последние годы он уже не жил, а доживал. Нужно отметить, что В. И. Ленин стал не первой жертвой календарных реформ в России.

Так, Симеон Гордый умер от чумы, введя в употребление христианский календарь от сотворения мира с датой Нового года, соответствующей 1 сентября, взамен языческого календаря, в котором датой Нового года являлась точка весеннего равноденствия. Среди реформаторов календаря долгожителем можно считать Петра I, который после того, как 1 января 1700 года изменил русский календарь на европейский манер, перенеся дату Нового года с сентября на январь, прожил еще 20 лет.

Петр I умер в возрасте «долгожителя» – в 52 года, так и не дожив до второго обращения Сатурна (Хроноса) – планеты, являющейся символом ограниченного времени, и это роднит его с прочими реформаторами календарей.

Хорошо, что никто в России не стал подражать еще одному европейскому нововведению – Республиканскому календарю французской революции, введенному во Франции 5 октября 1793 г. Практически все члены Конвента, проголосовавшие за введение нового искусственного календаря, были убиты в течение года, и среди них были Марат и Дантон.

Жильбер Ромм – автор нового календаря и Сильвер Морешаль – его популяризатор в «Альманахе честных людей» были гильотинированы через 2 года после введения в действие революционного календаря.

Среди последних жертв «игр со временем» необходимо упомянуть последнего шаха Ирана Мухаммеда Реза Пехлеви. 21 марта 1976 г. он провел реформу иранского календаря солнечной хиджры с целью возвеличить шахскую Ахеменидскую династию путем введения новой эры от ее основания. 1976 год григорианского календаря был объявлен 2535 годом шахиншахской династии. Разумеется, в исламской стране подобное нововведение, прославляющее великое зороастрийское прошлое Ирана, не могло не вызвать народных волнений. Исламская революция, произошедшая через три года, низложила шаха, и Мухаммед Реза Пехлеви умер в иммиграции от рака в 1982 году – его постигла обычная участь реформаторов календарей.

Древние прекрасно знали, сколь опасными могут стать попытки искусственным образом корректировать течение времени и сохранились исторические свидетельства, подтверждающие серьезность отношения царственных особ к существующим гражданским календарям. Персидские шахиншахи и египетские цари династии Птолемеев при коронации клялись неукоснительно следовать установлениям календарей и не вносить в них каких-либо изменений.


bezyimyannyiy_68По большому счету, внесение изменений в сложившуюся календарную систему – не царское дело. Хронология с давних времен была уделом жрецов, и именно на жреческом сословии должна лежать ответственность за изменение календаря, которое, если и должно произойти, то уж никак не одномоментно, а на протяжении длительного промежутка времени при жизни целого поколения. Только при соблюдении двух важнейших условий: участия в процессе реформации календаря лиц духовного сана и протяженности этого процесса во времени, – можно избежать негативных последствий, которые неминуемо влечет за собой изменение хронологических ритмов.

Источник: сайт Зороастрийской Общины Санкт-Петербурга