Козерог Козерог
Стихия – Земля
Планета управитель – Сатурн
Нахазюган Нахазюган
Стихия – Земля
Планета покровитель - Кейван
Главная Карта сайта Обратная связь Помощь

Год Лошади (20-й год цикла)

(1925, 1957, 1989, 2021)

godloshadi20–й год цикла – это год Митры. Иногда Митру ассоциировали с Солнцем. Точнее, не столько с Солнцем, сколько с солнечными лучами, которые являются воплощением всевидящего ока Божьего, от которого не скрыться, и не спрятаться никакому обману. Митра – Бог–судья. Основная функция Митры заключается в объединении людей, создании устойчивой социальной структуры, внутренние отношения в которой подчинены строгому порядку, установленному разумом и высшим законом.

Год Митры связан с заключением договоров, он требует жесткого исполнения договора, следования букве закона и грозит карой за нарушение договора, за несправедливость. 20–й год цикла отличается резкими переменами, в худшем случае – связан с началом гражданских войн, расколами и чрезмерной самоуверенностью. Год, когда нужно давать клятвы и соблюдать все договренности. В худшем случае – это год резких событий, перемен, огласки, разоблачений, много слов тратится, все суетятся, никуда не успевают. Все куда–то мчатся сломя голову. Именно потому Митра – божество, поставленное на стражу порядка, призванное охранять закон этого мира.

Митру всегда изображали как всадника на коне. Митра, Око Божье, называемый также "Хозяином Равнин" покровительствует коням. Как Хозяин неба, он выполняет задачу сопровождать души, когда они возвращаются на небеса. Подковы лошади Митры – это Лунные узлы – показатели фатума и рока. Поэтому 20–й год цикла – это также год фатальных событий, которые приходят как следствие выполнения или невыполнения нами закона.

20–й год цикла считается благоприятным для групп сообществ и неблагоприятным для раскольников.

Тотем года – Лошадь

godloshadi1Священное животное Митры. Символизирует строгость, справедливость, трудолюбие, выносливость, педантичность, соблюдение клятв и договоров, водительство.

Лошади – единственный современный род семейства лошадиных отряда непарнокопытных.

Эволюция лошадей хорошо документирована ископаемыми, которые свидетельствуют о том, как небольшое, размером с собаку, лесное животное пропалеотерий, обладавшее пальцами вместо копыт, за 50 миллионов лет превратилось в крупных копытных обитателей открытых пространств. Основное видообразование происходило в пределах Северной Америки, откуда по существовавшему естественному мосту происходило проникновение в Евразию. В Северной Америке лошади вымерли несколько тысяч лет назад, прежде чем в ходе европейской колонизации в XVI веке снова были ввезены на этот континент представители видов домашняя лошадь и осел. Одичавшие популяции ввезенных лошадей стали известны как мустанги. Подобный процесс имел место также в Австралии, в которой до этого никогда не было представителей рода лошадей.

Домашняя лошадь – животное семейства непарнокопытных, одомашненный и единственный сохранившийся подвид дикой лошади, вымершей в дикой природе, за исключением небольшой популяции лошади Пржевальского. Предком домашней лошади является не лошадь Пржевальского, как считалось раньше, а вымерший вид дикой лошади – тарпан.

Тарпан еще в XVIII–XIX веках был широко распространен в степях ряда стран Европы, южной и юго–восточной Европейской части России, в Западной Сибири и на территории Западного Казахстана. В XVIII веке много тарпанов водилось около Воронежа. Еще совсем недавно жили тарпаны в южнорусских степях, лесостепях и лесах Литвы и Белоруссии, на Украине, по всему степному Крыму, Предкавказью, Дону, Нижнему Поволжью, возможно, даже до Урала.

«Тарпан» – из сочетания двух древнетюркских корней «tor» и «ban» – «сеть»–«силок» и «связанный»–«спутанный» соответственно. Слово сохранилось в некоторых современных тюркских языках, в частности, в карачаево–балкарском означает лошадь, находящуюся на вольном выпасе. Тарпан на языке тюркских народов также означает «нестись вскачь во весь опор, лететь вперед». Тарпаны были маленького роста с относительно толстой горбоносой головой, густой короткой волнистой шерстью, короткой густой гривой и средней длины хвостом. Высота в холке достигала 136 см у степных тарпанов, лесной подвид был несколько меньше. Длина тела около 150 см. Тарпаны водились табунами, иногда по нескольку сотен голов, которые распадались на маленькие группы с жеребцом во главе. Тарпаны были крайне дики, осторожны и пугливы.

godloshadi2А.М. Колчанов, председатель Днепровской уездной управы, с увлечением собирал разные сведения о жизни тарпанов. Вот как он описывал эту жизнь: «Тарпаны были очень осторожны, легки и быстры на бегу. Стадом тарпанов всегда заправлял самец, он охранял стадо во время пастьбы, всегда находясь на каком–нибудь кургане, вообще на возвышенной местности, тогда как стадо паслось в долине. Самец давал знать стаду об опасности и сам уходил последним. Он же гнал свое стадо к водопою, предварительно осмотревши место водопоя, нет ли опасности, для чего удалялся от стада нередко на версту и более. В сухие лета, когда вся вода пересыхала, тарпаны приближались к Днепру... Впрочем, тарпаны по сообщениям, очень выносливы к жажде, и достаточно небольшой росы, чтобы тарпан мог утолить свою жажду, слизывая росу языком с травы».

Общепринято считать, что тарпаны вымерли из–за распашки степей под поля. Их вытеснили стада домашних животных, занимавших пастбища и водопой. В 1918 году в имении близ Миргорода в Полтавской губернии умер последний степной тарпан.

Лошадь Пржевальского – подвид дикой лошади, ныне обитающий в Центральной Азии. Она была открыта в 1879 Николаем Михайловичем Пржевальским в Центральной Азии, в окрестностях озера Лоб–Нор. От домашней лошади лошадь Пржевальского отличается короткой стоячей гривой, более крупной головой, длинной и теплой шерстью. Долгое время эти лошади считались предками домашних лошадей, но затем выяснилось, что лошадь Пржевальского отличается от домашней. Длина тела лошади Пржевальского достигает 200 см, в холке среднем 130 см.

В мире насчитывается около двух тысяч особей, и вся эта популяция происходит от нескольких животных, отловленных в начале XX века в Джунгарии. Потомки тех лошадей уже на протяжении многих поколений разводятся в неволе, в зоопарках и заповедниках мира. Племенную книгу лошадей Пржевальского ведет Пражский зоопарк. В СССР большое поголовье лошадей Пржевальского содержалось в Аскании Нове на Украине. До революции именно владелец Аскании Новы Ф. Э. Фальц–Фейн был организатором экспедиций по поимке лошадей Пржевальского в Джунгарии. Чрезвычайно ограниченный исходный генофонд современных лошадей Пржевальского создает серьезные проблемы в их разведении. С 1992 года программы по реинтродукции (возвращению в дикую природу) лошади Пржевальского начаты в Монголии (национальный парк Хустан–Нуру) и Китае (национальный парк Тахин–Тал). Эти дикоживущие популяции насчитывают около двухсот особей. В начале 1990–х несколько лошадей в качестве эксперимента были выпущены в украинскую зону отчуждения Чернобыльской АЭС, где они стали активно размножаться. Сейчас там их стало около ста особей, 3 табуна.

godloshadi3Лошади Пржевальского ведут стадный образ жизни. Они формируют небольшие стада, во главе которых стоят сильные взрослые жеребцы, а также несколько кобыл и жеребят. Власть вожака абсолютна: только он выбирает места для водопоя или кормежки, направление пути и пр. Пасутся лошади большую часть дня, но предпочитают вечерние сумерки или утро. Днем они отдыхают, стараясь выбрать место на возвышении для лучшего обзора окрестностей, поскольку представители этого вида отличаются хорошим зрением, нюхом и слухом. Во время отдыха кобылы обычно дремлют стоя, а жеребец оглядывает окрестности, чтобы как можно раньше заметить возможную опасность и предупредить остальных тревожным сигналом. На время сна лошади собираются в круг головами внутрь; внутрь круга помещают жеребят, для их безопасности. Если хищник попробует напасть на стадо, то его встретят разящие удары задних копыт. Во время холодных зим лошади Пржевальского выработали довольно интересный способ обогрева: лошади выстраивались в круг, в середину загоняли жеребят и больных и обогревали их своим дыханием. Примерно так же оборонялись и от назойливых мух: встав в круг, головами вперед, начинали усиленно крутить хвостами и отгонять насекомых.

Предполагается, что впервые лошадь была приручена древними людьми в Южном Предуралье на стоянках Муллино и Давлеканово (территория Башкортостана). Там же были найдены самые древние останки лошади, которые датируются рубежом VII–VI тыс. до н. э. В степях Евразии лошади были одомашнены за много тысяч лет до того, как они попали на юг, на территории распространения древнейших ближневосточных цивилизаций. До раскопок в Муллино предполагалось, что самая древняя лошадь была одомашнена в степях Украины. Замечательна легкость, с которой лошади, предоставленные самим себе, при сколько–нибудь благоприятных условиях возвращаются в дикое состояние и начинают вести образ жизни, ничем не отличающийся от образа жизни диких представителей семейства.

Самок лошадей называют кобылами, самцов – жеребцами или конями. Слово «лошади» имеет тюркское происхождение и было заимствовано русскими у кочевников из южнорусских степей.

Лошадь является травоядным животным. На пастбище она съедает от 25 до 100 кг травы в сутки. В зависимости от возраста и живой массы лошадь выпивает в среднем 30–60 литров воды в сутки летом и 20–25 литров зимой. Для пропитания лошади надо 4–5 акров земли, около 2 га. Корм лошади состоит главным образом из овса и сена, хотя последнее иногда заменяется соломой. Много раз пытались заменить и овес каким–либо другим зерновым кормом, но все такие попытки не увенчались успехом. Только в Италии, Испании и Португалии, особенно на Востоке, ячмень является таким же почти исключительным, как овес, кормом лошади.

У лошадей прекрасный, практически идеальный слух и хорошее обоняние. У них уникальное почти круговое зрение – 300 градусов, но зрение уступает человеческому (лошади близоруки и плохо видят в темноте). Продолжительность жизни лошади составляет 20–25 лет.

godloshadi4В практике коннозаводства больше внимания уделяют разведению по мужским линиям, что связано с принятой классификацией и большим количеством жеребят, получаемых от производителя в течение жизни. Однако интересно, что на заре становления пород влиянию кобыл придавалось гораздо большее значение, чем сейчас. Бедуины всегда более ценили чистокровность и достоинства кобылы, нежели жеребца. В арабских преданиях сохранились сведения о пяти кобылицах пророка Магомета, положивших начало арабской породе. Согласно легенде, слово «фарас», означающее в арабском языке «лошадь», пророк Магомед употреблял только в отношении кобыл. Почти у всех шейхов было 2–4 арабские матки, дочери которых продавались только в случае крайней нужды или какого–нибудь порока. Европейцы, отправляющиеся в экспедиции на Восток, не могли приобрести кобыл ни за какие деньги, да и сами шейхи могли овладеть понравившимися им кобылицами у кочевых бедуинов только за очень большие суммы или в результате кражи. Видимо, поэтому основными улучшателями местных пород в Европе были именно жеребцы с Востока, вывоз которых не был столь проблематичным. Восточные кобылы могли попасть в Европу только в виде подарка королевским особам или в качестве военных трофеев. Древные заводчики считали, что высококлассная кобыла может дать отличное потомство от любого жеребца, в то время как получение хорошего потомства от чистокровного жеребца и посредственной кобылы остается неоднозначным.

Ритуал полового поведения лошадей напоминает танец, где движения партнеров очень красивы, слаженны, дополняют одно другое. Жеребец, демонстрируя свою привлекательность, старается выглядеть сильным, смелым, доминатным, владельцем территории и хорошим руководителем табуна. Для этого он изгибает шею, бегает, высоко поднимая передние ноги и отставив хвост. Затем он начинает затабунивать кобылу, на которую пытается произвести впечатление. Они двигаются параллельно друг другу, разворачиваясь синхронно снова и снова. Иногда он при этом низко опускает голову и угрожает кобыле укусом или ляганием.

Демонстрация силы может показаться кобыле уж слишком страшной. Тогда кобыла начинает угрожать и прогонять жеребца, а он принимает позу покорности, прядет ушами, нюхает ее плечо, предлагает почесать друг другу холки. Гнев сменяется на милость и танец продолжается снова. Продолжительность ухаживания может зависеть от многих факторов – от опытности жеребца или кобылы, от внешних русловий и т.д.

Беременность у лошадей длится приблизительно 11 месяцев. Обычно кобыла рождает одного, реже двух жеребят. Жеребенок рождается зрячим и через несколько минут может стоять и ходить; он сосет молоко матери 4–6 месяцев, в течение которых появляются его молочные зубы. В последующие 4 года молочные зубы сменяются на постоянные. После смены молочных зубов возраст лошади определяется по ямкам на резцах, в нижней челюсти, затем на резцах верхней челюсти, а с 11–12 лет, когда ямки исчезают на всех резцах, возраст определяется с трудом.

godloshadi5В табуне первые три месяца жеребенок общается, в основном, с матерью, он с интересом наблюдает за другими лошадьми и – чем старше он становится, тем дальше отходит от матери и все больше интересуется сверстниками, а те – им. Играет жеребенок не постоянно, а короткими вспышками. Чем дольше оказываются эти вспышки, тем скорее они могут совпасть у двух жеребят. Тогда они начинают играть вдвоем. Сначала они обнюхивают друг друга, еще не зная, чего ждать от другого существа и что самому хотелось бы сделать. Но когда один из жеребят начинает кусаться, другой, не задумываясь, отвечает ему тем же. С одной стороны, они учатся играть, с другой стороны, проявляют врожденные реакции. У жеребят 6-7–месячного возраста мы увидим уже сложные игры, напоминающие драки жеребцов, затабунивание кобылы и даже игры в дочки–матери. Так лошади учатся применять врожденные реакции во взрослой жизни. Лошадь в 3 года становится способной к размножению. Хотя родственная связь между жеребенком и матерью сильнее, замечено, что жеребцы не проявляют полового поведения по отношению к дочерям, выросшим на их глазах, они перестают узнавать их лишь через 18 месяцев разлуки!

Выносливость, быстрота движения и высокая способность к полезной производительности делают лошадь разносторонним рабочим животным и дают возможность пользоваться и в сельском хозяйстве и других отраслях промышленности, а также в военном деле и для целей спорта. При выборе живой рабочей силы до сих пор преимущество отдается лошади. Только в некоторых случаях, когда требуется особенно плавный и ровный ход, например, в машинной работе или при перевозке вьюков по гористым местам или пустыням, лошадь благодаря своему живому темпераменту уступает более флегматичным мулу и волу и менее требовательному верблюду.

У лошади вся кровь составляет 9% веса тела. Сердце лошади имеет большой объем и весит обычно 4–5 кг. У лучших по работоспособности лошадей может достигать 8 кг. В состоянии покоя сердце бьется ритмично – 30–40 сокращений в минуту. В резвой скачке пульс лошади повышается до 120–130 ударов в минуту, а объем проходящей через сердце крови составляет при этом 150 л и более.

У лошади исключительное обоняние, которое помогает учуять нервозность всадника, и в старые времена хозяева трудной в управлении лошади смазывали руки ароматической жидкостью. Лошади также сильно нервничают от запаха крови. По запаху лошади узнают свою сбрую, седло, денник; мать – жеребенка и наоборот. Жеребец по запаху определяет состояние кобыл в табуне, границы своих или чужих владений, помечая их. На расстоянии 1,2 – 1,5 м лошади различают съедобные и несъедобные травы. Лошади имеют волоски над верхней губой, чтоб с их помощью определять состояние продуктов питания, их свежесть и консистенцию.

godloshadi6Из–за особой формы ушей лошади, могут направлять звуковые волны прямо во внутреннее ухо. Во время еды они не в состоянии наблюдать за тем что происходит вокруг, тогда за обстановкой наблюдают уши. Каждое ухо имеет 16 мышц, что позволяет уху поворачиваться почти на 180 градусов независимо от положения головы и в различных направлениях независимо друг от друга. Из–за особенности строения, уши лошади могут уловить гораздо больший диапазон звуковых частот, в отличии от наших ушей и кроме этого они имеют способность гораздо точнее определять источник и направление звука. Слух лошадей намного совершеннее, чем у людей. Лошади слышат высокочастотные звуки, могут дифференцировать удары метронома, например, отличают 116 колебаний в минуту от 120. Волосы в ушах лошадей служат для защиты внутреннего уха от насекомых и инородных тел, таких как семена травы.

Глаза лошади больше, чем у большинства других животных, и они могут двигаться независимо друг от друга, позволяя лошади охватывать только поверхностный панорамный вид. Так как хрусталик глаза остается неизменным, лошадь может сконцентрироваться на образе, только повернув голову так, чтобы прямые лучи света попадали на центральную часть сетчатки. Обладая панорамным зрением, лошади часто видят объекты, которые не замечаете вы. Если лошадь заволновалась, просто проследите, куда повернуты ее уши – они всегда указывают туда же, куда и взгляд.

Зубы лошади продолжают расти на протяжении всей жизни. 12 зубов (шесть верхних и шесть нижних) – резцы, приспособленные к откусыванию травы или другой растительности впереди рта, и 24 зуба, предкоренных и коренных, приспособленных к жеванию, в задней части рта. Жеребцы и мерины имеют четыре дополнительных зуба позади резцов, "собачьи" зубы, которые называют "клыками". У некоторых лошадей также вырастают 1–4 очень маленьких остаточных зуба перед коренными зубами, известные как "волчьи", которые вообще удаляются, потому что они могут задеваться удилами. Между резцами и коренными зубами есть пустое межзубное место, которое позволяет взнуздывать лошадь.

Масть лошади определяется сочетанием многочисленных генов, от которых зависят разнообразные типы пигментации. Эти гены, передающиеся по наследству, заключены в парах хромосом: у современной лошади 64 хромосомы. Существует определенная связь между внешним видом лошади и ее темпераментом. Так, издавна подмечено, хотя и не является аксиомой, что чем темнее масть, тем крепче и выносливее лошадь. Рыжая масть долгие времена олицетворяла огонь, и считалось, что такие лошади "холерические, огненные и неумеренные", вороные – "с черной желчью, горячие, злые и близорукие", белые – "флегматичны и изнеженны", в вот гнедые считались "бодрыми, смелыми, полнокровными, сильными, способными и трудолюбивыми".

Лошадь умеет сама себя лечить: ушибленные или пораненные места она периодически трет о различные предметы, массирует губами, зубами, ногами или копытами. После напряженной работы, оставленная на свободе, она в любое время года охотно валяется несколько минут – это тоже массаж, активная гимнастика, восстанавливающая кровообращение. Для защиты от насекомых лошади часто объединяются в пары. Причем группируются в такие позиции, чтобы каждая лошадь могла своим хвостом отгонять кровососов с головы и шеи партнера. В коневодческой практике такие позы называют лошадиным флиртом.

Интересные факты о лошадях:

· Копыто лошади – это чрезвычайно сложный и чувствительный орган. Когда вес лошади давит на копыто, кровь из него вытесняется вверх по венам. Таким образом, копыто играет роль циркуляционного насоса.

· Сон лошади можно разделить на два типа: «короткий волновой сон» и «быстрые движения глаз», так что вполне вероятно, что они видят сны. Им хватает четырех часов сна в сутки, и они могут спать стоя, благодаря особому устройству блокирующихся суставов.

· Лошади смертельно боятся пчел. Несколько десятков пчелиных укусов – такое бывает, если напал рой – способны убить взрослого коня.

· В каждом языке есть слово, обозначающее «лошадь». Самым коротким, состоящим из двух букв: «Ук», – называют своих лошадей кочевники внутренней Монголии. А самое длинное название принадлежит индейцам Перуанского племени Мицран. Это слово звучит так: «Оквилаупаракламарукоаллунакланата», что буквально обозначает «лысый гуанако белого человека, пришедшего с моря».

· Цирк в современном виде появился в 18 веке, а его «отцом» считается англичанин Филип Астли. Именно он опытным путем установил, что для лошадей наиболее удобно в полном галопе бежать по кругу диаметром 13 метров. Такой диаметр арены сегодня соблюдается во всех цирках мира.

· «Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктом и физическими чувствами. Правда, человек ее часто превосходит зрением, иногда рассудком. Но слышит лошадь лучше кошки, обоняет тоньше собаки, к ходу времени и к переменам погоды она чувствительна не хуже петуха; в памяти мест, событий и впечатлений нет ей равного на земле животного; чувством темпа она обладает в такой же степени, как цирковой жонглер или первоклассная балерина». А.И. Куприн.

Несмотря на механизацию и автоматизацию, рабочие лошади по–прежнему нужны на перевозках малогабаритных грузов, вспашке огородов и неудобий, уборке сена в труднодоступных местах, на небольших лесных полянах, при вывозке сена, передвижении по горным тропам, пастьбе животных. Они необходимы ветеринарным врачам, лесникам и другим специалистам, особенно в таежных и горных районах. Люди в прошлом использовали лошадей в отдыхе для конных охот, прогулок, рыцарских турниров, состязаний на лошадях.

godloshadi7Езда на лошади полезна для здоровья. Это отмечалось еще Платоном (427–347 гг. до н. э.) и Плинием Старшим (23–79 гг. до н. э.). Верховая езда полезна для желудка и суставов, улучшает осанку и работу органов дыхания, снижает риск возникновения гипертонической болезни и появления инфаркта миокарда. Лечебная верховая езда называется райдингтерапия (от англ. Ride – прогулка верхом), или иппотерапия (от греч. Hippos – лошадь). Помимо этого, прогулки на лошадях хорошо влияют на состояние вестибулярного аппарата и дают организму необходимую физическую нагрузку. Для инвалидов верховая езда приносит радость движения, которой они в большинстве своем лишены.

Восточные ханы, владельцы чистопородных лошадей – кеглянов – не продавали своих скакунов, а только дарили высоким гостям и друзьям. Породистая лошадь в настоящее время является очень ценным подарком. Стоимость выдающихся лошадей чистокровной породы может превышать миллионы и десятки миллионов долларов.

Персидский царь Кир создал первую в истории человечества конную службу посыльных. После того как он установил, какой путь может проделать лошадь до того, как ее потребуется кормить, на соответствующих расстояниях он устроил специальные станции. На них находились лошади, конюхи и смотритель. В обязанности последнего входил прием и отправка писем, приют людей, замена лошадей. Все было настолько продумано, что в последующие века мало что изменилось принципиально, совершенствовались лишь частности.

Отдельно нужно сказать о молоке кобылы. Само молоко и кумыс – кисло–молочный напиток из кобыльего молока очень популярны в Средней Азии. Еще сам Чингис Хан говорил: «В молоке кобылицы – сила моих воинов, красота моих женщин и здоровье моих детей».

В 1 л кобыльего молока содержится в среднем 20 г жира и белка, 70 г молочного сахара, 800 мг кальция и 500 мг фосфора, много микроэлементов и витаминов. Белок кобыльего молока на 50% состоит из альбумина и на 50% из казеина. При сбраживании молока в кумыс белок выпадает в виде нежных хлопьев. Жира в кобыльем молоке меньше, чем в коровьем, но достоинство его в том, что он богат линолевой, линоленовой и арахидоновой кислотами, которые тормозят развитие туберкулезных бактерий, в то время как в жире коровьего молока они энергично развиваются. Благодаря малому размеру жировых шариков, более низкой температуре плавления (20–26°) жир кобыльего молока имеет нежную консистенцию, в результате чего он легко всасывается кишечником. Особенности кобыльего молока обусловлены также витаминным и минеральным составом. Оно содержит витамины С, А, Е, В, В2 и др. По содержанию витамина С молоко лошади среди продуктов животного происхождения занимает первое место. Общее количество минеральных веществ в кобыльем молоке в 2 раза меньше, чем в коровьем, соотношение кальция и фосфора составляет 2:1. Кроме кальция в молоке лошади содержатся и другие микроэлементы – калий, натрий, кобальт, мед, йод, марганец, цинк, алюминий и железо, оказывающие положительное влияние на обмен веществ, тканевое дыхание и иммунитет. В молоке кобыл в 1,5 раза больше молочного сахара, чем в коровьем. Это придает ему сладковато–терпкий вкус, создает благоприятные условия для кисломолочного и спиртового брожения при переработке в кумыс.

godloshadikumysКумыс известен кочевым народам с глубокой древности. Его готовили кочевники юго–восточной части России и Средней Азии, а также южных причерноморских степных районов. Первое упоминание о кумысе можно встретить у древнегреческого историка и путешественника Геродота, жившего в V веке до н.э. Он писал, что излюбленным напитком скифов–кочевников было кобылье молоко, приготовленное по особому методу. Кочевники тщательно скрывали секрет приготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, ослепляли. Марко Поло (1254–1324) называл кумыс любимым напитком татар и сравнивал его с белым вином.

Из–за поистине целительных свойств кумыса существует такое направление в медицине как кумысолечение. Он применяется при истощении и авитоманозе, призаболеваниях желудочно–кишечного тракта и нервной системы. Кумыс полезен для желудка, он нормализует секреторную деятельность органов пищеварения, оказывает благотворное воздействие при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, полезен при дизентерии и брюшном тифе. Кумысолечение оказывает благотворное действие на кровь: повышается содержание гемоглобина, улучшается лейкоцитарная формула. Кумысные дрожжи продуцируют во время брожения антибиотические вещества по отношению к туберкулезной палочке. Они способны предупреждать и лечить туберкулез, сердечно–сосудистые заболевания. Кроме того эти вещества стимулируют иммунитет и помогают ему бороться с вирусами и бактериями. В некоторой степени кумыс способен замедлить развитие рака. Кумыс способствует сохранению молодости кожи и всего организма в целом.

В зависимотси от специфики приготовления, кумыс может быть довольно алкогольным напитком, от которого можно получить вполне ощутимое опьянение. Ислам, как известно, запрещает мусульманам употреблять алкогольные напитки. Кумыс же Кораном не запрещен, и, таким образом, он является единственным опьяняющим напитком у мусульман.

Проявление тотема

godloshaditotemТотем Лошади зороастрийского 32–летнего календаря резко отличается от этого же тотема в юпитерианском восточном календаре, где лошадь норовистая, эгоистичная, крутая на поворотах. Зороастрийская Лошадь работящая, справедливая. Лошадь 32–летнего цикла достаточно консервативна, ей присуще стадное чувство, чувство большинства, поддержки. В отличие от бунтарской Лошади восточного календаря, Лошадь зороастрийского календаря – олицетворение выносливости и справедливости.

Человек с проявленным тотемом Лошади – кузнец своего счастья, честный и отважный, любящий путешествия и занятия спортом, всегда стоящий на страже справедливости, неуклонно придерживающийся своих принципов и, тем не менее, заядлый романтик в душе.

Внешне Лошадь выглядит достаточно грациозно. Эти люди проявляются истинно лошадиным «ржанием». Ну, и конечно, что–то есть лошадиное в лице – длинная лошадиная морда, большие крепкие зубы и жесткие волосы. Чертовски красивые глаза. Он обладает хорошей фигурой атлетического сложения, гордой осанкой, сильными стройными ногами. Строго придерживается заведенного распорядка дня, рано ложится спать и рано встает, крайне исполнителен и чистоплотен. Не прощает ни малейшего отступления от регламента и может "смять" любого, кто попытается нарушить какую–то формальность. Добившись своего, успокаивается и становится очень консервативен.

Конь обычно достаточно деятелен и трудолюбив; он много работает, держит слово, хорошо управляем и охотно подчиняется распорядку. Вообще, людям, находящимся под влиянием этого тотема, свойственно слишком большое значение придавать установленному порядку и соблюдению формальностей. Сами, будучи натурами свободолюбивыми и независимыми, другим они ничего подобного не позволяют, и всячески порицают тех, кто не желает соблюдать установленных норм.

Для уверенности и осознания собственной силы Лошади необходимо ощущение поддержки. Такой человек всегда ищет единомышленников, а в одиночку действует достаточно осторожно – за исключением тех нечастых случаев, когда дает волю собственному индивидуализму, но и тогда, насытившись независимостью, быстро возвращается в привычную колею. Он не может долго оставаться одиноким – его страшит невостребованность, он становится слабым и неуверенным в себе.

Лошадь любит спорт и природу, у нее сильный, здоровый и выносливый организм. По натуре это человек открытый и честный, действует обычно прямолинейно, не ища обходных путей. Жизнь его подвержена регламенту, он редко позволяет себе нарушить распорядок, даже если сам его установил. Лошадь вообще очень любит порядок, аккуратность и чистоту. Его поведение во многом обусловлено стремлением обеспечить себе комфортное существование, и на это он не жалеет сил.

godloshadiparaЛюди, подчиняющиеся тотему Лошади, обычно не просто постоянны в своих привязанностях – они настоящие однолюбы. Им нужно быть особенно осторожными, вступая в брачные союзы, поскольку разочарование наложит свой отпечаток на всю их дальнейшую жизнь.

Человек, рожденный в этот год, может иметь только одного супруга на всю жизнь. Даже в случае вдовства нельзя обзаводиться семьей во второй раз.

Характерные черты – норовистость, упорство. Но совершенно не лошадиная черта это сварливость и желание топать копытами. Крайняя непослушность. Хотя именно Митра создает порядок из хаоса, они упорно добиваются своего, ни перед чем не останавливаются, копытами сминают всех, кто стоит у них на пути, это дикие жеребцы. Но, добиваясь своего, успокаиваются и становятся махровыми консерваторами. Они все желают перевернуть, построить по своему образу и подобию. В отличие от других слишком много на себя берут. Проявляют силу только в массе, трусоваты, когда отбиваются от табуна.

Лошади самые страшные педанты и формалисты. И вот за эту формальность, за букву, они готовы удавить человека, растоптать его. Они действуют по установленному регламенту встают вовремя, рано ложатся, делают зарядку, все в жизни очень четко распределяют. Но при этом обладают неукротимым темпераментом, неукротимым нравом. Лошади крайне чистоплотны, но они невыносимы именно крайней степенью исполнительности и формализма. Могут даже оправдать преступление, но отклонения от формальности, от регламента не прощают. У нас стали требовать выполнения регламента именно в год Лошади. Лошади не выносят, когда кто–то прет против большинства, против табуна, отщепенцев из табуна они забивают копытами. Всякие секты отрицаются.

Хварна Лошади (отмеченность) – трудолюбие.

Настоящая Лошадь очень храбрая, решительная, отважная, очень выносливая. Она ведет за собой, она защитник справедливости, она борется за соблюдение высшего Закона.

Антитотем Лошади – Шакал

Символизирует трусливость, приспособленчество, необязательность.

Если Вы видите неисполнительного, медлительного, опаздывающего человека с расплывчатыми формами – это антитотем. Если человек, родившийся в год Лошади, необязателен и труслив, если у него к тому же кривые, слабые ноги и гнилые зубы, значит, в нем проявились основные черты антитотема. Не вытянутая, а сплюснутая морда, ходить не может, на ногах плохо стоит.

Антитотем этого года проявляется неторопливостью и даже ленью. Такой человек не будет держать своего слова. Он молчалив, стремится к одиночеству, боится сильных привязанностей.

Антитотем характеризет трусливого, действующего исподтишка человека, пышущего мелкой злобой, меняющего свои убеждения, который стремится везде вкусно покушать, ото всех получить лучшее.

Символика Лошади

godloshaditotem1Лошадь – самое близкое человеку животное, наряду с собакой и коровой. Именно с помощью лошади, мы стали тем, кем мы являемся в настоящее время и в плане цивилизации, и в плане души. Лошади всегда помогали людям завоевывать и защищаться, передвигаться и общаться, пахать и сеять, формировать свой характер. Они делали это на протяжении 6000 лет, и только в последние 100 лет мы постепенно убрали их из нашего быта, заменив машинами. Но до сих пор мы оцениваем мощь своих машин лошадиными силами.

Поэтому неудивительно, что в символике практически всех культур и народов лошадь с самых древних времен занимает очень важное место и имеет глубинное значение.

Символика коня чрезвычайно сложна и многозначна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), впряженная в их колесницы; как лунная  сила (элемент влаги, море и хаос) – боевые кони океанических богов, божественные кони Посейдона. Крылатый конь – это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет.

Конь – психопомп и посланник богов. Являясь символом Солнца или солнечного бога, конь постепенно стал атрибутом царской власти. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть). Но как же может солярный символ быть связанным с культом смерти? Да очень просто: как Солнце совершает круговорот через дневную и ночную сторону мира, так и конь должен пронести своего всадника через смерть к новому перерождению, к новой жизни.

Священные животные с древних времен – лошади ассоциируются с плодородием, магией, ясновидением, приметами, колдунами и языческими божествами. В произведениях искусства каменного века, найденных в Британии, есть изображения людей в лошадиных масках. Кельты верили, что их души отправлялись в землю мертвых верхом на лошадях.

godloshadi8Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно–красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность – везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал – «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера – конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Конь является воплощением бога Агни. Он – бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.

Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») – божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они – «всезнающие», «божественные врачи» – помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим.

В иранской мифологии колесница Ардвисуры-Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша – конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое – дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога–громовержца с демоническим противником.

В китайской мифологии лошадь – Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.

В буддизме конь – нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары. В Японии одной из его форм проявления является богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади. Черная лошадь является атрибутом бога дождя.

В Древней Греции творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон – бог моря, землетрясений и родников. В Греции Посейдона почитали с эпитетом Гиппий (Конный). Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, но та, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.

godloshadipegasКрылатый конь Пегас был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне – «лошадиный источник», Гиппокрену.

Белые кони несут солнечную колесницу Феба–Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.

Название Найтмар – «Ночная кобыла – night mare» является синонимом ночных кошмаров в старославянском и английском языках, своими корнями далеко уходит в античную Грецию. Богиня Деметра являлась ночным путникам на перекрестках дорог в образе вороной кобылы. Вообще богиня Деметра – гневающаяся и мстящая – как еще иногда ее называли – была древней хтонической богиней. Раньше была Трехликая богиня – Анну, или Великая Мать Рея–Кибела. Потом она разделилась на Афродиту, Трехликую Гекату и Деметру. Священным животным Анну была кобыла. Олицетворяющая богиню ночная кобыла была символом страстной любви и смертной кары. В сентябре проходили празднества в честь богини, где девушки должны бежать нагими к храму богини. Девушкам вплетали в волосы конские хвосты и называли кобылицами. Мужчинам, увидевшим обряд грозила немедленная смерть.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней – защитницей лошадей. Конь – атрибут Дианы–охотницы.

Боги–всадники кельтов часто имеют облик воинов. В Ирландии и Уэльсе слово «лошадь» (ирл. ech) входит в имена множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд («Эохо конская голова»).

Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности – с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

godloshadisleypnirВ германо–скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину. Слейпнир – восьминогий конь Одина, бога, создавшего Землю в мифологии викингов. У этого коня восемь ног, и он скачет по суше, по морю и по воздуху. Слепнир рожден богом Хитрости и Огня Локи от жеребца Свадильфари, приняв образ кобылы. В "Младшей Эдде" рассказывается, что великан с помощью своего коня Свадильфари взялся построить стены вокруг Асгарда, потребовав в качестве платы солнце, луну и богиню Фрейю. Когда подходил срок окончания работ, Локи превратился в прекрасную кобылицу и отвлекал Свадильфари от строительства, поэтому великан не смог завершить работу в срок. От Свадильфари у Локи родился жеребенок Слейпнир. После рождения Один забрал жеребенка себе и с тех пор ездит на нем. По легендам, Слейпнир умеет скакать не только по земле, но и по воздуху. Считается, что быстрее Слейпнира скакунов нет ни в одном из девяти миров (Асгард, Ванахейм, Етунхейм, Льесальфахейм, Мидгард, Муспельхейм, Нифльхейм, Свартальфахейм, Хельхейм). Тучи у древних скандинавов – это боевые кони Валькирий.

В христианстве конь – это Солнце, смелость, благородство. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони – эмблема святого Ипполита.

Рыцарство: «Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг». (Раймунд Луллий).

Славянство: Изучая скифские погребения, установили, что если у умершего была любимая лошадь, то родственники убивали эту лошадь на могиле, думая, что она донесет его в страну духов, или же срезали несколько конских волос и клали их в могилу. Волосы давали такую же власть над конем, какую они дают в сказке. Известно, что коней хоронили вместе с воинами. «Убивали лошадей и рабов с тем намерением, чтобы эти существа, погребенные вместе с умершим, служили ему в могиле, как служили при жизни.»

godloshadishamanКонь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь – прежде всего перевозчик душ и погребальное животное – используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских «мужских союзов». Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.

История бедуинов гласит, что Аллах создал арабских лошадей, наградив их лучшими качествами со всех сторон света: дух с севера, силу с юга, скорость с востока и интеллект с запада. В исламе конь – счастье и богатство.

Годы Лошади – 1925, 1957, 1989, 2021.

В год Лошади родились: патриарх Никон, А. Бестужев, Гейне, Ф. Нансен, Маяковский. Король Ричард «Львиное Сердце», Мао Цзедун, И. Сеченов.

Маяковский (1893) – непослушная Лошадь. Мятежная натура. Так же, как Маяковский Лошади поворачивают стропила назад и могут предать свои интересы. Или круто и резко меняются, могут сбросить седока.

Мао Цзедун (1893) – создавший культ личности, загнавший всю страну в табун тоталитарного режима.

Гейне (1797) – считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно ее главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную легкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Рихард Вагнер, Роберт Шуман, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.

«Право, не знаю, заслуживаю ли я того, чтобы гроб мой украсили когда–нибудь лавровым венком. Поэзия, при всей моей любви к ней, всегда была для меня только священной игрушкой или же освященным средством для небесных целей. Я никогда не придавал большого значения славе поэта, и меня мало беспокоит, хвалят ли мои песни или порицают. Но на гроб мой вы должны возложить меч, ибо я был храбрым солдатом в войне за ioannkronshtосвобождение человечества!» – Ф.Гейне.

В этот год (1829 г.) родился Иоанн Кронштадтский, ныне признанный Православной церковью святым. Проповедник, духовный писатель, церковно–общественный и социальный деятель. Очень яркий представитель года Лошади. Он был очень вдохновенный оратор, настоящий духовный пастырь для огромного количества людей, для целого поколения уже при жизни.

Он зажег священный огонь в тысячах душ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец...

Примеры

Годы Лошади всегда связаны с клятвой и договором, принятием важнейших законов. Они также несут кару за нарушение справедливости и порядка.

1189 год – начало Третьего крестового похода.

В год Лошади к Российскому государству присоединили сначала Новгород в 1487 году, а ровно через 32 года Псков в 1510 г.

В этот год к власти очень часто приходят выскочки. В это время Шемяка ослепил Василия Васильевича, ровно на другом цикле пришел к власти Лже–Дмитрий в 1605 году.

1957 год – VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля – «За мир и дружбу». Символом молодежного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для юношей и девушек – и самым массовым за свою историю. Он пришелся на середину хрущевской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Вот так проигралась символика Лошади – объединение культур и расширение границ.

Разоблачение Кагановича вместе с Молотовым и Маленковым – это антипартийная группа, а год Лошади этого не терпит.

1989 год – Съезд Народных депутатов. Много криков, разговоров о всяких нарушениях, много клятв. Здесь же Тбилисские события. Гражданская война в США. В это время очень часто начинаются гражданские войны. Создание Антанты. Запуск первого спутника.

1861 год – борьба между Севером и Югом в США, гражданская война. В данной войне граждан США погибло больше, чем в любой другой из войн, в которых участвовали США.

1989г. – В ноябре 1989 года А.В. Сахаров представил «проект новой конституции», в основе которой – защита прав личности и права всех народов на государственность. 14 декабря состоялось последнее выступление Сахарова на II Съезде народных депутатов СССР. Вечером того же дня он умер от сердечного приступа.

godloshadi9Раскол, заложенный в 1957 г., проигрался в 1989 г. То, что проявилось в одном цикле года Лошади, в другом цикле всплыло. Раскол Союза был неизбежен так же, как и всей советской системы, всего социалистического лагеря. Кто стоит у Лошади на пути, может быть уничтожен, как были уничтожены Чаушеску и Хоннекер. Нарушение клятвы договора карается. Очень часто гражданские войны начинаются именно в это время или созревает к этому обстановка для следующего года. Людей не удовлетворяет то, что происходит. После некоторой спокойствия, традиционности и даже некоторой неуверенности в себе года Слона появляется, наоборот, чрезмерная уверенность и даже самоуверенность, все много хотят, создаются грандиозные планы.