Козерог Козерог
Стихия – Земля
Планета управитель – Сатурн
Нахазюган Нахазюган
Стихия – Земля
Планета покровитель - Кейван
Главная Карта сайта Обратная связь Помощь

Год Рыси (24-й год цикла)

(1929, 1961, 1993, 2025)

godhaomy24–й год цикла – год Хаомы, или Сомы. Хаома – это божественный ритуальный напиток, нектар. Хаома – «Древо Всех Семян», «Вода Жизни». Хаома – многогранное понятие. В авестийской мифологии это и мировое древо, и сок этого древа, дарующий вдохновение и ощущение бессмертия, и само сокровенное состояние слияния со всем миром. Хаома является необходимым дополнением понятию Хварны, так же как Луна для жителей Земли дополняет Солнце.

Хаома – это символ общности, она объединяет всех людей в единое целое. Хаома – это просветление, осознание абсолютного единения с миром, состояние золотой середины. Хаома дает человеку возможность расширить пределы сознания, умение осознавать себя через других людей, через общность. Она позволяет человеку жить в объективных, естественных ритмах. Для ощущения полноценной гармонии человеку помимо Хварны, гарантирующей ему выделенность и заметность, необходимо состояние Хаомы – чувство общности, растворения в коллективе, бессознательного понимания своего места в мире. Это понимание дарует просветление и ощущение сопричастности, единства со всем миром. На мифологическом уровне Хварна связана с живой водой, а Хаома – с мертвой. Хварна – живая вода Амертата, пробуждающего жизненную силу, дарующего яркость, блеск и заметность. Хаома же – мертвая вода Хаурвата, которая соединяет разрозненное в единый целостный организм.

Состояние Хаомы можно сравнить с тем, что подразумевают под понятием Дао. То есть, это состояние радости, ничем не нарушаемого покоя.

Год Хаомы связан с испытаниями, неожиданной реализацией скрытых событий, с прозрением, раскрытием тайн. Это годы, связанные с проверкой, испытаниями, разоблачениями, преображениями и неожиданными явлениями. В эти годы проявляется истинное лицо каждого, и тайное становится явным. В хорошем варианте – это радость, веселье и нужно все принимать на эмоциональном порыве.

Раз Хаома – пей, гуляй, веселись, разваливай все! Хамство, нечисть, грязь, пьянство и безобразие. Многие события происходили как бы под хмельком, очень много безумств в этот год, совершенный бред и абсурд, возводимый в ранг закона. Причем потом приходится все это расхлебывать. В худшем случае – с разгулом, опьянением, развалом, катастрофами. Прочные планы рушатся. Очень много странных и абсурдных явлений. Абсурдность, странность, бардак и развал в худшем случае. В любом случае будет проявляться очень много каких–то тайных явлений. Год просветления или опьянения. Цвет года – красный.

С другой стороны – год просветления, год чудесных явлений, неожиданностей, год, благоприятствующий авантюристам (полет Гагарина). Хаома связана с Вакшьей. Для браков, для любви прекрасный год. Ведь Хаома – это благодать, радость жизни, просветление, любовь. Больше любви в этом году, нужно больше радоваться.

Год Рыси связан с благодатью, проверкой, испытаниями, преображениями, неожиданными явлениями. Раскрываются глаза на истинное положение вещей; год странностей, год абсурда. В худшем случае решения будут приниматься не на трезвую голову, а будто под хмельком. Люди не будут ведать, что творят, будут распыления. Будут призывы к дисциплине и жесткости, но они не будут выполняться, все будет размытым, вокруг будет хаос. Но могут быть неожиданные события, встряски, какие–то перемены. Год хищнический, неожиданный. Рысь прыгает на добычу из засады. То же самое может быть в этом году – прыжок из засады. Неожиданно проявится то, что раньше было скрытым. Тайное станет явным. События реализуются быстро и неожиданно. Также это год катастроф. И только в некоторых случаях, только тогда, когда люди это заслужат, может проявиться тотем, связанный с невидимой птицей – Соловей. Эта серенькая птичка проявляется только благодаря своим исключительным голосовым данным, у человека это бывает очень редко.

Тотем года – Рысь, Соловей.

Двойственный год, как многоликая Хаома. Это один из немногих годов цикла, где есть два тотема: один для женщин, другой для мужчин. У любого года есть женский и мужской тотемы, но особенно в 24–й год цикла это наиболее выражено. Деление на мужской и женский тотемы проявляется в четные годы и особенно в 12–й и 24–й. Рысь – мужской тотем, в редчайших случаях у мужчин проявляется тотем Соловья. Соловей – женский тотем. И то, и другое может присутствовать и у мужчин, и у женщин. Тотем Рыси проявляется чаще, чем тотем Соловья.

godrysiРысь – бесхвостая кошка. Символ просветления, озарения, преображения, веселья, неожиданности.

Рысь – типичная кошка, хотя величиной с крупную собаку, которую отчасти и напоминает своим заметно укороченным телом и длинноногостью. Хвост у рыси как бы обрублен. Зато очень характерная голова. Она сравнительно небольшая, округлая и очень выразительная.

Название этого животного, скорее всего, связано с праславянским корнем lysь, под влиянием другого праславянского корня rysь (со значением «рыжий, пятнистый»). Слово “рысь” существует только в славянских языках. Связано с чешским и словацким rysyi, rysavyi “рыжеватый”, польским rysawy, верхне–лужицким и нижне–лужицким rysy “рыжий”. В других европейских языках оно звучит с первой буквой не “р”, а “л” (в том числе древне–прусское luysis).

Рысь – самый северный из видов кошачьих; в Скандинавии, например, она встречается даже за Полярным кругом. В северных областях рыси крупные, длинношерстые, не так заметно пятнистые. Основной окрас рысей – от рыжеватого до серовато–желтого, причем северные рыси покрыты расплывчатым сероватым налетом. В южных районах животные, как правило, мельче, шерсть у них короткая, более ярко окрашена. На фоне светлого меха заметно выделяются черные пятна. Прежде всего так выглядит пардовая рысь, что в наши дни еще встречается на Пиренейском полуострове, а когда–то водилась и на Сардинии. Заметим попутно, что слово "когда–то" слишком часто приходится говорить применительно к рыси. Некогда она была весьма обычна по всей Европе, но к середине XX века ее истребили в большинстве стран Центральной и Западной Европы. Ныне она водится лишь в России, Скандинавии, Финляндии, некоторых областях Польши и Чехии, а также в Испании. Сейчас предприняты успешные попытки возродить популяцию рысей на территориях их бывшего обитания.

Мягкий, длинный и густой мех рыси в различных областях ее ареала имеет неодинаковую окраску: пепельно–голубую, палево–дымчатую, серо–бурую, краснорыжую. Между южным и северным видами нет строгих границ. Переход в окраске совершается постепенно. Почти всегда мех испещрен темными пятнами, крупными на спине и боках, мелкими на груди и ногах. На брюхе волосы особенно длинные и мягкие, но не густые и почти всегда чисто–белые с редким крапом. Впрочем, даже в одних и тек же местах одинаково окрашенных рысей редко встретишь. Летний мех рыси грубее, короче, имеет более яркую раскраску, чем зимний.

Длина тела у самцов 76–106 сантиметров, а у самок на несколько (3–6) сантиметров меньше. Хвост от 10 до 20 сантиметров. Вес взрослых зверей чаще всего равен 16–20 кг. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные. Никакая другая кошка не приспособлена так хорошо к снегу и холоду, как рысь.

godrysi1Поднятые треугольные уши, длина которых 4 см, имеют на конце длинные хвостики с черными волосками; усы такие же, как у кошки. На щеках шерсть удлиненная, в виде бакенбард.

Рысь имеет великолепное зрение и слух, но более слабое обоняние. Необходимо отметить, что рысь очень чуткий зверь. К нему практически невозможно подобраться не заметно. У рысей идеальный слух. За несколько километров она может слышать шаги идущего человека или какого–либо животного. Поэтому, охотники, которые добывают мех рысей обитающих в диких лесах, должны проявлять невероятную сноровку и большое умение, чтобы выследить и поймать это животное.

Кисточки на ушах, которые выделяют рысь среди других кошек, отнюдь не просто украшение – они служат своего рода антеннами, помогая животному улавливать даже очень тихие звуки. Если срезать кисточки, острый слух рыси сразу же притупляется.Кисточки на ушах, которые выделяют рысь среди других кошек, отнюдь не просто украшение – они служат своего рода антеннами, помогая животному улавливать даже очень тихие звуки. Если срезать кисточки, острый слух рыси сразу же притупляется

У рыси плотное и сильное тело. К тому же она очень ловка: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает большие до 3,5–4 метров прыжки, совершает длительные переходы, хорошо плавает. Движения рыси соединяют мягкость и грацию, а весь облик ее говорит о силе и независимости. Но зверь настолько скрытен и осторожен, что увидеть его на воле редко кому удается. След зверя тоже типично кошачий, без отпечатков когтей. Заднюю лапу при движении шагом рысь ставит в след передней. Если идут несколько рысей, то задние ступают точно в след передних, так же как волки и тигры.

Живет рысь в различных лесах. Предпочитает глухие, спокойные, захламленные непролазным буреломом крепи, однако и редколесий не избегает. Изредка встречается в низкорослых лесочках с зарослями кустарников, в лесостепи, лесотундре, горных скалах, но чаще всего в зоне южной низкогорной тайги, где не так снежно и холодно, как в угрюмых северных хвойных лесах, и достаточно много различных животных, за которыми рысь охотится. Очень любит горные леса со скалистыми местами.

При всей своей осторожности рысь не очень боится людей. Она живет и в созданных ими вторичных лесах, в молодняках, на старых лесосеках и гарях. В бедственные годы заходит и в села, и в такие большие города, как Томск, Красноярск, Иркутск, Чита. Видели ее и на окраинах Москвы и Ленинграда.

Вообще рысь, как и всякий хищник, обитает там, где есть достаточно корма. Основу ее питания составляют зайцы, косули, кабарги, серны, туры, различные птицы (в первую очередь, рябчики и тетерева), грызуны, а также молодняк оленей, кабанов, лосей. Охотясь по глубокому снегу и насту, рысь одолевает крупных взрослых зверей. При случае ловит белок, куниц, соболей, колонков, енотовидных собак. Лисицу же злобно и решительно уничтожает, даже когда в этом нет особой необходимости. Но участков, освоенных волками, старается избегать: волк для рыси такой же опасный и непримиримый враг, как рысь для лисицы.

Рысь ведет преимущественно оседлый образ жизни, но во время крепких морозов с глубоким снегом, когда становится не только холодно, но и очень голодно, она пускается в далекие путешествия и нередко забирается в степь и тундру. Причем в сутки проходит до 30 километpов.

godrysi2Вне сезона размножения рысь ведет уединенный образ жизни. Вообще этот зверь любит одиночество, не склонен общаться с себе подобными, но в брачную пору эти наклонности ломаются. Во время гона с февраля по март за самкой ходит несколько самцов, которые яростно дерутся между собой. При встрече, образовавшие брачную пару рыси исполняют ритуал приветствия – обнюхав друг у друга носы, они встают напротив и начинают бодаться лбами. Дружеская привязанность у рысей выражается во взаимном вылизывании шерсти.

Будучи вообще молчаливыми животными, они во время гона громко и резко мурлыкают и мяукают, а при сильном возбуждении неистово кричат. Самки басовито мяукают, самцы глухо урчат. В ночной тишине эти звуки производят на человека жутковатое впечатление.

Беременность самки длится 63–70 дней. В мае у рыси появляются 2–3 рысенка (очень редко один или четыре). Они очень беспомощны, слепы и глухи, а весят всего четверть или треть килограмма. Для потомства мать устраивает логово в глухом участке леса, где–нибудь под выворотнем, в дупле, пещерке, тщательно выстилает его перьями, шерстью, травой. В нем тепло и сухо. Первые два месяца своей жизни рысята бурно растут и развиваются на материнском молоке. Глаза у малышей открываются на 12–й день. Когда им исполнится месяц, они начинают принимать твердую пищу, тем не менее, материнским молоком кормятся еще четыре месяца. Потом начинают выходить с матерью из гнезда, знакомятся со сложной жизнью леса. Охотничий инстинкт пробуждается в раннем возрасте. Взрослые приносят им живых мышей, полевок, зайцев. Терпеливо учат, как их добывать, трогательно и самоотверженно оберегая детенышей от всех невзгод. Детеныши, которым дней сорок от роду, уже пытаются подкрадываться к "добыче" и нападать на нее.

Самец помогает матери кормить и воспитывать потомство. Детеныши растут быстро, уже в октябре их трудно отличить от родителей, и рыси начинают охотиться семьями. С осени, когда молодняк уже крепок, рыси охотятся семьями, родители учат детей. Хищники коллективно "прочесывают" лес, устраивают загонные охоты и маленькие облавы. Всю зиму выводок держится вместе, распадаясь к началу нового гона, когда взрослые, как бы не желая показывать свои семейные скандалы и драки, гонят молодых прочь. В возрасте года молодняк окончательно переходит к самостоятельной жизни. Половой зрелости самки достигают в 21 месяц, самцы – в 33 месяца. Продолжительность жизни предположительно 15–20 лет.

godrysi3Совсем недавно в научных кругах стала известна одна уникальная особенность, которой обладают самки рысей. Как выяснилось, самка рыси может произвольно выбирать и менять черты и особенности характера и внешности своих детей, пока они еще находятся в ее утробе. Она сама может выбирать признаки тех или иных самцов для своих будущих детей. Например, просто говоря, она может взять усы от одного самца, хвост от другого, храбрость от третьего, ум от четвертого и так далее. Итак, для каждого конкретного своего котенка. Эта невероятная особенность была присуща рысям всегда. Интересно, что человечеству, с его огромными достижениями в науке это не подвластно, а рысь вполне может сама определять, какими именно чертами будут обладать ее потомки.

Рысь – великолепный охотник. Днем она обычно отлеживается в своем логове, а с наступлением сумерек становится активной. Вопреки широко распространенным представлениям, рысь никогда не прыгает на свою жертву с дерева, но предпочитает терпеливо подкарауливать в засаде около тропы или бесшумно, с необычайной осторожностью скрадывать, а затем нападать большими прыжками. Легко лазая по деревьям и скалам, она выбирает удобное место, с которого все кругом хорошо просматривается, и терпеливо ждет появления жертвы. Выдержка рыси достойна уважения. Часами, иногда и сутками она может без движения лежать в засаде. Благодаря маскировочной окраске и полной неподвижности ее очень трудно заметить, а она сверху видит все. Обладая чрезвычайно тонким слухом и удивительно острым зрением, рысь обнаруживает жертву еще издали. Броски ее молниеносны и почти всегда точны, а борьба даже с крупным животным длится недолго: зубы и когти у рыси огромные и очень острые.

Но добыча не часто приходит к месту засады, поэтому хищнику гораздо чаще приходится использовать более активный способ охоты: скрадом. Идет рысь по лесу совершенно неслышно, буквально сливаясь с фоном местности. Прислушивается к малейшему шороху, принюхивается ко всем запахам. Использует всякую возможность скрыть свои следы, залезть на валежину, пройтись по ней, осмотреться с высоты. Обнаружив свежий след или увидев добычу, очень терпеливо подкрадывается к ней. В случае неудачных первых бросков преследует убегающую жертву большими прыжками. Чаще всего успех или неудачу охоты решают первые десять–пятнадцать прыжков нападения.

За ночь рысь обычно проходит 6–8, иногда 10–15 километров. Свой охотничий участок она обходит определенными маршрутами за 5–10 дней. Великолепно знает где, когда и на кого охотиться. Встретила, поймала свою очередную жертву, наелась, припрятала остатки трапезы и где–нибудь поблизости укладывается спать. Нередко прямо в снегу.

Среди охотников – да и ученых! – широко распространено мнение, что рысь ест мало. Но оказалось, что самец средних размеров, весящий 18–20 килограммов, зимой в сутки съедает около 2,5–3 килограммов мяса, а будучи голодным – до 5–6. Рысь на единицу своего веса ест мяса ничуть не меньше, чем, скажем, росомаха или леопард. Доводилось и читать, и слышать, что рысь лакомка, ест лишь свежее мясо, никогда не возвращаясь к брошенному. Возвращается сплошь и рядом! Ест даже промерзшее или закисшее мясо! Разумеется, когда охота бедная и свежего нет. Рысь, как и большинство хищников, при удобном случае давит животных больше, чем ей нужно.

В неблагоприятных для копытных условиях, скажем, в многоснежье или наст, рысь может каждый день убивать косулю или кабаргу, выедая лишь самое лакомое и бросая остальное. Иной раз может задавить 2–3 косули в день.

godrysi4Иногда говорят о рысьей жестокости, кровожадности, а также о смертельной опасности встречи с этим зверем для человека, но это неверно. На домашних животных рысь нападает редко. На охотника способна броситься лишь раненая и преследуемая рысь. Ее отношение к человеку довольно странное. В лесу она его всегда избегает, хотя и не боится, но в то же время иногда беспечно, даже нахально приходит в населенные местности, прорывается в овчарни, на скотные дворы, охотится на собак. Или приходит к таежному зимовью, заведомо зная, что в нем живет охотник, и лезет на крышу за мясом. Что заставляет этого очень осторожного зверя идти к людям за смертью – неизвестно.

Как и многие хищники, она играет важную селекционную роль в лесных биоценозах. Лишь в охотничьих хозяйствах, где разводят косуль, пятнистых оленей, фазанов, ее присутствие нежелательно.

Рысь издавна обитала почти во всей лесной зоне Северного полушария, и ее история драматична. Веками человек нещадно преследовал ее, за уничтожение зверя даже выплачивались премии. Рысь всегда была очень желанным охотничьим трофеем благодаря своему меху. Рысий мех издревле ценился высоко. Начиная же с 1950–х годов цены на него на международном рынке стали возрастать с небывалой скоростью. Так, на Ленинградском пушном аукционе в 1958 году за лучшие рысьи шкуры было получено по 73 доллара, в 1973 году – 660 долларов, а в 1977 году – 1300 долларов. Это объясняется сохранившейся на десятилетия модой (факт сам по себе очень редкий) на длинноволосую пушнину, среди которой первое место занял рысий мех. Именно погоня за модой привела в свое время к массовому истреблению рысей. А в результате мы сейчас читаем горькие строки из научных статей «Об исчезновении рыси в Италии», «Об истреблении рыси во Франции». В других материалах кричат болью строки «...последняя рысь в Болгарии была добыта в 1936 году», «Последнее сообщение о добыче рыси в Венгрии относится к 1915 году...».

Слишком поздно люди осознали, что рысь заслуживает внимания и заботы. Ее начисто уничтожили на большей части Европы, ей посчастливилось уцелеть лишь в горных лесах Карпат, Балкан, на Скандинавском полуострове, в Польше да кое–где в Испании. А теперь везде, где рыси удалось спастись, она взята под строгую охрану. Ее даже стали акклиматизировать в тех местах, где она обитала когда–то. На сегодняшний день рысь занесена в Международную
godrysi5Красную Книгу.

На территории бывшего СССР рысь не редкий зверь. Она широко заселяет леса от Прибалтики до Тихого океана и почти от Полярного круга – к ЮГУ до Кавказа, Алтая, Саян и Сихотэ–Алиня. Замечены следы рыси в зоне отчуждения в Украине и Беларуси. В последние годы ее численность в областях и краях, где поголовье волка значительно сокращено, даже возрастает. Теперь рысь у нас не уничтожают, а охотятся на нее в строго установленные сроки.

Пойманные молодыми, рысята хорошо приручаются, легко поддаются обучению, крепко привязываются к своему хозяину. Интересно, что охотиться они могут без предварительного обучения, чего нельзя сказать о других хищниках, скажем, о льве, тигре, волке: выращенные человеком, они не могут жить на свободе, не умеют добывать себе корм. Будучи прирожденными охотниками, рыси прекрасно понимают, что от них требуется, и становятся не хуже хорошо воспитанной опытной охотничьей собаки; к тому же они очень ласковы, охотно играют с детьми, собаками, кошками. Думается, человек с этим великолепным зверем давно должен был жить в мире и дружбе.

Рысь широко используется в геральдике, символизируя полноту и остроту зрения. Ее изображение можно увидеть на гербах или флагах таких городов, как Реж или Гомель. По некоторым версиям, именно рысь, а не лев изображена на гербе Финляндии. Рысь на гербе имеет и Усть–Кубинский район Вологодской области. Кроме того, рысь изображена на монетах и марках разных стран.

Из–за остроты зрения, в честь рыси было названо созвездие Яном Гевелием в 1690 году. Гевелий так комментировал выбор названия: «В этой части неба встречаются только мелкие звезды, и нужно иметь рысьи глаза, чтобы их различить и распознать».

Второй тотем года – Соловей.

Гениальный певец, друг влюбленных, муза поэтов – образ соловья окружен романтическим ореолом. Эта невзрачная маленькая птичка сыграла важную роль в культурной жизни людей прошедших эпох от седой античности до практичного и деловитого прошлого века. Домашней птицей соловьи не стали и широкого применения им в хозяйственной сфере человеческой жизни не нашлось. Хотя до появления радиоприемников и музыкальных центров каждый уважающий себя русский трактир или постоялый двор был оснащен клеткой с соловьем, держали соловьев и в богатых домах. Хороший пернатый певец очень ценился в то время, как в прямом, так и переносном смысле. Выдающиеся соловьи стоили весьма больших денег, а многочисленные ценители соловьиного пения могли не только определить, из какого района страны привезен соловей, но и подробно разобрать саму трель, разделяя ее на отдельные фрагменты, каждый из которых имел свое название.

solovejСоловей – птица из отряда воробьинообразных. Один из самых известных и прославленных певцов среди птиц. Обыкновенный соловей обитает в Западной Азии, Восточной Европе и Западной Сибири, за исключением северных районов названных территорий. Южнее – от Испании до Памира расположены владения южного соловья. На зимовку оба вида этих теплолюбивых птиц улетают в Африку.

Окрас восточного соловья буровато–оливковый неяркий, хвостовое оперение с рыжеватым оттенком. Западный соловей отличается наличием рыжеватого оттенка у всего оперения.

Соловьи – маленькие, стройные и подвижные птицы, с прямым клювом и длинными, сужеными на концах крыльями. У соловья длинные ножки, большие темные глазки, оперение буроватое, хвост рыжеватый. Окраска невзрачная, позволяющая хорошо скрываться в кустах. Самцы внешне ничем не отличаются от самок. Как и все дроздовые соловьи передвигаются по земле прыжками. Для них характерно во время отдыха держать крылья опущенными, из–за чего соловьи выглядят несколько присевшими. По размерам соловей немного крупнее воробья. Длина его тела 17–19 см, длина крыла около 9 см, вес 25 г. Температура тела 41–42оС. Частота дыхания 100 дыхательных движений в минуту. Продолжительность жизни в неволе около 10 лет.

Обыкновенный соловей – влаголюбивая птица. Максимальной численности он достигает в припойменных лесах. Излюбленные места его обитания – припойменные и низинные влажные дубравы подзоны хвойно–широколиственных лесов и дубравы европейской лесостепи. Он любит густые, тенистые заросли калины, черемухи, крушины и жимолости в пойме реки или речки, селится у небольшого ключика или лесного родничка. Подходящей местностью для жизни они считают только густые заросли кустарников неподалеку от водоемов, опушки лиственных лесов, а так же сады и парки, желательно несколько запущенные. Струйка текучей воды, покрытая влажной прелой листвой плодородная почва, свободная от густых и сплошных зарослей мелкой травы, или просто устойчиво влажное пятно почвы в густой тени кустарниковых зарослей – идеальное место для гнездования соловьев. Соловей охотно гнездится и в густых зарослях влаголюбивых трав. Важно лишь то, чтобы под пологом травостоя, хорошо скрывающего птицу и притеняющего землю, оставалось голое, свободное от травы пространство. В сухих или холодных регионах, в хвойной тайге, а так же на открытой местности, соловьи не встречаются.

Соловьи разборчивы в выборе своих мест обитания. Эти птицы привязаны к месту своего рождения. Каждый раз после зимовки птицы возвращаются на то же самое место, а молодняк селится недалеко от гнезда, в котором появился на свет.solovej1

Гнездится или на земле, или очень низко к земле, в кустах. Гнездо устраивает обычно у корней кустарника или древесной поросли, иногда в куче осенних сухих листьев. Располагает его не в ямке, как большинство гнездящихся на земле птиц, а на поверхности почвы, углубляясь лишь в лесную подстилку. При этом края гнезда находятся на уровне горизонта сухих листьев (иногда несколько выше) и переходят в него незаметно.

Соловьи питаются преимущественно животной пищей, собирая с земли и невысоко расположенных веток ползающую живность: мелких жуков, червей, клопов, гусениц разных бабочек (в том числе вредных), куколок, многоножек, моллюсков, слизней и муравьиные яйца, которые являются их излюбленной пищей. По осени соловьи поедают и ягоды с семенами, но даже в этот период доля растительной пищи в их рационе незначительна.

С зимовки соловьи возвращаются в начале – середине мая, а в более теплых регионах могут появляться уже с середины апреля. Прилет птиц связан с появлением насекомых и листвы на деревьях. Самки прилетают несколько позже самцов к тому моменту, когда первые уже начали свое пение. На пение они и ориентируются, выбирая место для гнездования.

Петь соловьи начинают спустя 3–5 дней после прилета, когда температура воздуха ночью достигает 10–12оС. В первый песенный период – приблизительно 10–12 дней после начала, соловьи поют практически круглосуточно, делая перерыв только в середине дня. Затем, для песен отводится только ночное время с заката до рассвета. Скорее всего это связано с тем, что в первый период пение служит для привлечения самки, а в остальное время только для того чтобы обозначить территорию гнездования и кормления. Подтверждением этому предположению служит то, что соловей безжалостно изгоняет всех конкурентов с выбранной кормовой зоны, причем, не только птиц своего вида, но и остальных насекомоядных или тех, кто кормит насекомыми птенцов. Территория, охраняемая соловьем, обычно не превышает 50–150 м2.

Характерными чертами «характера» соловьев является их выраженное территориальное поведение и моногамность, распространяющаяся, правда только на один гнездовой период. После зимовки у соловьев формируется новая пара. В брачный период самцы поют, стараясь привлечь к себе внимание представительниц противоположного пола. Самки молчаливы.

Самка откладывает яйца в конце мая и насиживает их в течение 13–15 дней. В кладке насчитывается 4–6 яиц, размер которых от острого до тупого конца составляет 1,8–2,3 см, а диаметр в самом толстом месте 1,4–1,6 см. Окраска яиц буровато–оливковая или темно–коричневая.

solovej2Птенцы выводятся в конце июня, в это же время соловьи прекращают петь, разделяя вместе с самками заботу о кормлении молодняка. Птенцы выходят из яиц мокрыми, покрытыми пухом пестрой расцветки, слепыми и совершенно беспомощными. Кормить их следует часто и оба родителя постоянно суют в открытые рты, пойманных ими насекомых. В гнезде птенцы проводят около двух недель, после чего семья соловьев с еще не умеющими летать птенцами, кочует по кормовой территории в поисках богатых насекомыми мест. Птенцы при малейшей опасности замирают, сливаясь с окружающей листвой. В конце июля птицы линяют и улетают на зимовку еще до начала заморозков, в сентябре.

Соловьи – превосходные певцы, их весенние трели вряд ли могут оставить кого–либо равнодушным. Песня – набор повторяющихся свистов и щелканий. Каждый элемент песни (колено) повторяется несколько раз. Крик – низкое «фиуить–трр».

Песня соловья может состоять из 24 колен, включающих свистовые, щелкающие и рокочущие звуки. Но такие соловьи, в песне которых есть все колена, крайне редки. У восточного, или обыкновенного соловья песня отличается раздельным исполнением каждого колена, у южного – слитная, в ней больше разнообразного щебета, чем свистовых и флейтовых колен. Колена могут переставляться в том или ином порядке. В отдельных коленах ценится чистота исполнения, а в целой песне – полнота и складность. Существуют поэтические названия колен соловьиной песни. Первые колена песни носят названия «почина» и «свиста», далее могут следовать «дудки», «стукотни», «раскаты» и «дроби».

Соловьи обучаются пению, перенимая опыт старшего поколения, чем моложе соловей, тем проще его песни. Наличие одного талантливого певца приводит к повышению общего уровня пения, обитающих в округе соловьев.

solovej3В начале мая в наших краях собирается большое количество поющих самцов. В теплые годы они могут петь с первых дней прилета и все сразу, еще на пролете. Первыми на места гнездований прилетают старые опытные самцы. Их можно опознать по песне. Они занимают лучшие местообитания, расселяются на значительных расстояниях друг от друга (200–300 м и дальше). Многие старые самцы забираются в глухие заросли и гнездятся на отлете от основных поселений соловьев. Среди этих самцов иногда встречаются певцы поразительного совершенства, силы и строя песни. Это так называемые «ночные соловьи», нередко первыми начинающие вечернее пение около 22 часов, часто поющие в тишине, до начала пения всех птиц и как бы задающие тон всему огромному лесу. Поют эти самцы неторопливо, размеренно, удивительно сочетая полные, спокойные, чуть удлиненные по сравнению с обычной нормой звуки. У таких певцов издавна ценился и необычный строй песни, и совершенство главных колен, и полнота, и глубина звука, и чистота фраз, и удивительное умение чередовать песни своего репертуара, недоступное для ординарных певцов. Большинство старых соловьев – основателей поселений, сначала занимают и осваивают сравнительно большие участки. Между старыми птицами редко случаются стычки, так как они не любят петь и гнездиться рядом друг с другом. В северных районах нередко случается так, что в первые дни после прилета соловьи поют только на пределе слышимости друг друга, на расстоянии 1–2 км (иногда 3 км). Тихими вечерами соловьи хорошо слышат друг друга даже на таких больших дистанциях, о чем свидетельствует согласование песен даже самых далеких певцов.

«Пение соловья единственно в своем роде, оно недостижимо, неподражаемо. По глубине и смыслу оно соперничает с пением человека и во много раз превосходит его полнотою и красотою звуков. Вечно изменяясь, оно сохраняет однако полнейшую гармонию...», – так пишет о соловьином пении в своей знаменитой книге «Жизнь животных» А. Брем. Увлекался соловьиным пением также И. С. Тургенев, посвятивший подробному разбору соловьиной песни свой очерк «О соловьях».

4 июня (22 мая по старому стилю) на Руси издревле называли Соловьиным днем. В старину в этот день подслушивали соловьев для ловли, чтобы найти и поймать самого искусного певца. Также наши предки верили, что в этот день все прибрежные заросли переполнены русалками, которые любят качаться на ветвях дуба и клена. Ведь с этого дня начиналась русалочья неделя. По–другому ее еще называют зеленые святки, знаменующие приход лета.

Также упоминается в русском народном календаре как Соловьиный день 15 мая (2 мая по старому стилю) – день Бориса и Глеба. В этот день начинали сеять хлеб. Много примет связано с Соловьиным днем: запел соловей основательно – весна пошла на убыль, а лето – на прибыль; если соловей поет всю ночь, будет солнечный день. А если соловья услышишь раньше кукушки, то счастливо проведешь все лето. Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной.

solovej4В городе Курске действует музей соловья "Курский соловей". Это музей, посвященный символу Курского края – курскому соловью, который многими исследователями соловьиной песни считается лучшим певцом. Музей был открыт 4 июня 2007, в Соловьиный день по русскому народному календарю, при Курском Областном Центре детского и юношеского туризма, краеведения и экскурсий. В настоящее время собрание музея содержит более 1000 предметов и произведений, в том числе более 200 единиц подлинников различных документов, и более 800 ксерокопий стихов, песен, сказок, рассказов про соловья, современных цветных фотографий по тематике музея, тематических подборок материалов.

В честь соловья назван астероид (713) Люциния (Luscinia), открытый в 1911 году.

Соловей изображен на хорватской монете в одну куну.

Проявление тотема

У человека, рожденного в этот год, может быть совершенно невзрачная внешность. Он на первый взгляд не производит никакого впечатления. Но зато он может проявляться резко, быстро и неожиданно как реформатор. Он не дурак выпить. Образ жизни у него богемный. Производит впечатление человека разболтанного, но на самом деле он может собраться в одну минуту, сконцентрироваться и за короткое время совершить массу каких–то переворотов. Если у Рысей Хварна проявляется, и если они при этом не пьют, то все равно глаза на резкость не наводятся. С поволокой такой, задурманены чуть–чуть, как будто под хмельком.

Соловей – это раскрытие сердца, раскрытие высших свойств и качеств. Ипостась Соловья – это любовь, какие–то высокие чувства, пробуждение высшего начала. Соловей своим пением разгоняет Тьму. Хаома проявляет две ипостаси, как вино проявляет сущность человека: либо он становится подлецом, то есть проявляет худшие черты, либо – свое высшее начало. То есть вино можно использовать для проверки.

Рысь – символ неожиданностей, мгновенных переворотов, прыжков из засады, умения тайное делать явным, а явное относительно долго маскировать.

godrysi6Рысь – дикая, хищная кошка, прыгающая с дерева и в худшем случае превращающая гармонию в хаос. Как проявляется год Рыси в людях? У них в облике есть что–то кошачье: глаза, повадки, «кисточки» на ушах. Их поведение непредсказуемо. То мирные и спокойные, то внезапно проявляют злобу и ненависть. Эти люди обладают огромной силой, у них мягкие кошачьи повадки, но проявляют себя они очень резко и внезапно. Рыси ласковые, по–своему грациозные, но и буйные, безумные, на них внезапно нападает какая–то дурь, и они все сметают, проявляется злоба, хищничество, ненависть, буйство.

В лучшем случае они – то мирные и спокойные, то вдруг напор, натиск, желание многое делать, храбрость. То вялость, апатия, совершенно все «до фонаря», как будто после перепоя, затем снова у них напор, снова маниакальное состояние. Появляются приподнятость и большие силы.

У Рыси всегда беспорядок, хаос, но другим она этого не прощает. Сама Рысь порядка не поддерживает, но к другим может придираться, не прощая развала и беспорядка. То же самое могут требовать от нас в течение всего этого года: работайте, наводите порядок – а у самих будет полный развал, пьянки, кутежи.

Для людей с проявленным тотемом Рыси характерно плотное телосложение, мощные ноги, густые волосы, бронзово–желтые с поволокой глаза с крупными зрачками. Они полны оптимизма, переполнены идеями. Обладают даром пророчества. В своем лучшем проявлении – это добрые и щедрые люди, которые не позволяют садиться себе на шею и способны в любой момент дать отпор. Рысь всегда мягко стелет. Они вечные оптимисты, находятся как бы в состоянии подъема сил, благодати, переполненности идеями. Ведь масса изобретателей, поэтов родились в год Рыси. Радость жизни – это то, что дает Хаома. Все дары недопития. Ведь когда человек недопил немножко и находится под хмельком, вот то самое блаженное состояние, описанное Омаром Хайямом. Это как раз такой человек, когда он радуется жизни, полнокровно живет, неожиданен и способен на перевороты, это и есть Рысь. И он добрый и щедрый человек. Но Рысь может дать и отпор. Эта ее мягкость бывает покрытием твердости. Такой человек не дает садиться себе на шею, мгновенно стряхивает. Так что не надо злоупотреблять его терпением.

Соловей – это тотем, связанный с невидимой птицей. И действительно, эта серенькая птичка проявляется только благодаря своим ислючительным голосовым данным, у человека это бывает редко. В хорошем варианте это радость, веселье и нужно все принимать на эмоциональном порыве.

solovej5У людей с тотемом Соловья невзрачная внешность, но благородная осанка, красивый серебристый голос. У них строгий нрав, они миролюбивы, с чувством собственного достоинства. Внешность Соловья производит абсолютно обманчивое впечатление, это трудно разгадываемая личность, имеющая абсолютные способности.

Он как бы говорит: зри в корень, никогда не обращай внимания на то, что внешне, умей различать то, что истинно за невзрачной внешностью. Часто бывают одиночками.

Хварна Рыси (отмеченность) – молниеносность, умение в мгновение ока среагировать на опасность и дать отпор.

Хварна Соловья – это его волшебный голос. Это Хварна высочайшего искусства, Божьего дара, который никак не связан с внешностью. Своим искусством Соловей пробуждает Свет в душах других людей.

Антитотемом Рыси – Клещ

Антитотем это какая–то бессмысленная аскеза, ханжество, занудность, педантизм, святошество, мелочность. Многие родившиеся в год Хаомы с проявленным антитотемом были алкашами.

Символизирует пьянство, грязь, хамство, буйство. Кто родился в этот год и проявлет такие качества –­ присасывается, не отдерешь его от некоторых мест тела и будет таким Клещом. Ему свойственны цепкость, целеустремленность, ограниченность. И уж конечно Клещ не свободен, он всегда привязан к одному месту, за которое держится. Антитотем четче всего проявляется в ханжах и святошах, в робких, боязливых созданиях, спасающихся бегством при малейшей опасности. Если человек, рожденный в этот год робкий, ханжа, труслив, услужлив, аскетичен, мелочен и зануден – это проявление антитотема.

Символика Рыси

godrysi7В источниках по государственной символике Руси дано описание Рыси (либо барса и пантеры – различий между этими животными на Руси не видели) как зверя яростного, боевого, непримиримого ко лжи и т.п. По древнерусской терминологии «лютый зверь» –– символ кровожадности, непримиримости к врагам ("чужакам"), иногда алчности, страсти.

Есть все основания утверждать, что древние славяне считали рысь «оберегом своей земли», причем оберегом всей Руси. Самое простое подтверждение данного тезиса – это схожесть имен Рысь и Русь, в некоторых славянских диалектах звучащих одинаково. Славяне верили, что рысь даст воину свою храбрость, способность биться до последней капли крови, а так же хитрость, нужную воину для сохранения жизн. Тотемы рыси на Руси встречались не так часто, но это говорит лишь о том, что ее культ был тайным – ведомым только волхвам, жрецам и некоторым правителям. По верованиям современных неоязычников и родноверов черная рысь была посвящена богине Ладе – супруге Сварога. К величайшему сожалению, исторически подтвержденной информации о том, какому богу (или богине) была посвящена рысь, нет, однако существуют основания предполагать, что она принадлежит нескольким богам. Итак, во–первых, образ рыси использовался в боевой обережной символике славян, поэтому можно соотнести его с культом Перуна или его жены (по другим версиям сестры или дочери) Додолы. Во–вторых, символ рыси есть в любовных и женских заговорах, связанных с плодородием, – тут можно увидеть несомненную связь с одной из богинь плодородия (Макошь, Леля, Лада). Обереги из когтей и клыков рыси чаще носили женщины и молодые девушки. Считалось что клыки и когти рыси защищают от соперниц и приносят удачу в любовных делах. И, конечно же, в связи с присутствием рыси в похоронной символике некоторых племен ее связывают с миром мертвых, а соответственно с Марой и Чернобогом.

Считается, что рысь, как и любая кошка, живет сразу в двух мирах (в отличие от остальных священных животных, которые могут находиться только в одном мире, по надобности переходя в мир духов и возвращаясь обратно). Ей приписывалась способность видеть через любые преграды и проходить сквозь любые ловушки.

godrysi8Славянские легенды говорят о том, что созвездие Рыси в секторе Рака наиболее близко к Полюсу Мира. Рысь – животное, символизирующее Коляду. По древней легенде, свою рыжую (золотую) шерсть она получила от Коляды.

В мифологии Рысь – вообще таинственное животное. Причем это не обязательно реальное существо. Например, рысью становится волчица, которая принесет потомство пять раз. То есть матерая волчица приобретает какие–то особенные, может быть, даже волшебные черты.

Некоторые мифы и сказки рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги. При этом мифы превозносят ее заботливость о своих детенышах. Так, один из древнейших способов успокоить плачущего ночью ребенка таков: его надо обнести вокруг очага и на вопрос идущего следом: «Что несешь?» – ответить: «Рысь, волка и спящего зайца!»

Как отдельная эмблема характерна для раннего средневековья и ареала северо–запада России. Была одной из первых эмблем в Новгородской Руси и фактически первой эмблемой Пскова, отражавшей необходимость для этого города–государства быть готовым всегда к кровопролитной борьбе со своими соседями: с одной стороны – с Литвой, Ливонией, Эстами (чудью), немцами, шведами и с другой – Новгородом, Москвой, Польшей. Для Пскова Рысь была символом, подчеркивавшим способность небольшого, но очень сильного государства отстаивать свою самостоятельность.

godrysimagiaУ англичан и кельтов Рысь –– символ тайной и опасной магии. Как правило –– женской магии. Кстати, в сказках женщина–колдунья чаще всего оборачивается в рысь.

В скандинавской традиции Рысь была священным животным богини Фрейи. Считалось, что рыси впряжены в ее колесницу. Фрейю чтили не только скандинавы, но и другие германские племена.

Греческая мифология тоже не обошла вниманием Рысь. В мифе о Деметре и Триптолеме, научившим скифов земледелию, говорится, что скифский царь Линх хотел присвоить себе изобретение земледелия, но Деметра наказала скифа, превратив его в рысь. Древние греки также верили, что острый взор рыси способен пронзать насквозь непрозрачные предметы.

 В христианстве рысь олицетворяет бдительность Христа.

Рысь широко используется в геральдике, символизируя полноту и остроту зрения. Ее изображение можно увидеть на гербах или флагах таких городов, как Реж, Псков или Гомель. По некоторым версиям, именно рысь, а не лев изображена на гербе Финляндии. Рысь на гербе имеет и Усть–Кубинский район Вологодской области.

Символика Соловья

Тотем Рыси несколько перекликается с тотемом Соловья, который тоже символизирует силу и могущество, но на этот раз могущество Любви и Красоты и силу Искусства
solovej6.

Соловей считается лучшим певцом среди пернатых. Ценили его за это уже в древности. Соловей – вестник майских дней, певец обновления, утра, певец садов, символ свободы, «вольная пташка» веселья, удовольствия.

Эта птица – символ певческого дара, таланта, чистоты, любви. Соловей является распространенным символом у поэтов разных эпох. Само слово «соловей» является часто синонимом слов «песня» и «поэзия».

Гомер вводит этот образ в «Одиссее», в мифе о Филомеле и Прокне, где первая или последняя, в зависимости от версии мифа, превращаются в соловья. Этот же миф явился основой трагедии Софокла «Терей», которая до настоящего времени сохранилась лишь фрагментарно. Овидий в своих «Метаморфозах» также приводит наиболее популярную версию мифа о Филомеле, переписываемого и излагаемого в различных интерпретациях более поздними поэтами. В «Бесплодной земле» Томаса Элиота также фигурирует соловьиная песня (как и миф о Филомеле и Прокне). Благодаря трагичности сюжета, соловьиная песня долгое время ассоциировалась с плачем.

Соловей также символизировал того или иного поэта, либо плоды его творчества. Поэты избирали соловья символом, видя в его трелях исключительную творческую ценность наряду с кажущейся спонтанностью. Виргилий сравнивает скорбное пение Орфея с «соловьиным плачем». Эра романтизма еще несколько изменила значение символа: поэты видели соловья не просто певцом, но «мастером высшего искусства, способного вдохновить поэта–человека». У некоторых поэтов–романтистов соловей даже приобретал черты музы; в соловье видят пример поэтического творения природы: соловей становится голосом природы. Шелли писал в «Защите поэзии»: «Поэт – это соловей, который поет во тьме, услаждая свое одиночество дивными звуками; его слушатели подобны людям, завороженным мелодией незримого музыканта; они взволнованы и растроганы, сами не зная почему».

Разные народы по–разному определяют причину виртуозного пения. Песня соловья связывалась как с радостью и любовью, так и с болью (потеря любимой, тоска о рае и т. д.).

Соловей относится к «божьим», «святым», чистым птицам. Поляки рассматривали соловья как Божье творение. Считалось, что убивать соловья грех, потому что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей Матери. Когда Христос спасался от мучителей, соловей накрыл его крыльями. За это Христос прославил соловья. В Польше также верят, что соловей прилетел в апреле, чтобы спеть горюющей Божьей Матери. По другой польской легенде, в начале лета соловей улетел в леса созывать птиц, которые должны петь Божьей Матер
solovej7и во время ее вознесение на небеса и сопровождать ее в рай.

В христианском смысле в песне соловья должна была выражаться тоска по раю и небу. Народная примета, нередко толковала соловьиную трель как крик о помощи «бедной души в чистилище» или как возвещение о близкой смерти человека.

На Востоке соловья тоже высоко ценили благодаря его сладкоголосому пению, и оно считалось так же, как и в Европе, предзнаменованием счастья. В Японии Пение соловья рассматривается как пророчества святых духов. А в Китае «соловей и роза» означали гармонию красоты трех: звука, визу­ального образа и запаха.

Было замечено, что соловьи–родители обучают пению своих птенцов в гнездах, что привело к аллегорическому отождествлению этого процесса с педагогическими способностями.

Годы Рыси – 1929, 1961, 1993, 2025.

Знаменитости, родившиеся в год Рыси: Редьярд Киплинг, Бертольт Брехт, Виктор Гюго, князь Меньшиков, Владимир Даль, Дмитрий Менделеев, Василий Шукшин, Альфред Нобиль, А. Бородин.

Владимир Иванович Даль (1801) – русский ученый, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». Знал, по меньшей мере, 12 языков, понимал тюркские языки. Этнограф, собиратель фольклора. Собранные песни отдал Киреевскому, сказки – Афанасьеву.

Год прозрений и открытий – в этот год родился Д.И. Менделеев (январь 1834). Среди его наиболее известных открытий – периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.

Р. Киплинг (1865) – английский писатель, поэт и новеллист. Его лучшим произведением считается «Книга джунглей». В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе. Богатый язык произведений Киплинга, полный метафор, внес большой вклад в сокровищницу английского языка.

Бертольд Брехт (февраль 1898) – немецкий драматург, поэт, прозаик, театральный деятель, теоретик искусства. Теория «эпического театра», в послевоенные годы претворенная в практику Брехтом–режиссером, открыла принципиально новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра XX века.

Примеры

godrysi9_011577 г. – опричнина, больше всего казней, больше всего ужасов было именно в этом году, летописи закрывались в это время, год пьяного угара царя Ивана Грозного.

1609–1610 гг. – апофеоз Смутного времени на Руси, полный развал, свергли царя.

Годы царствования Анны Иоанновны, когда она строила свой Ледяной дом: начало 1738 г.

В 1801 году в Михайловском замке произошло убийство Павла I полупьяными офицерами гвардейского полка. Толпа пьяных офицеров пошла громить государя императора. Его убивать не хотели, хотели заставить отречься, но все–таки убили, «погорячились».

1929 год. Великая депрессия, экономический спад во всем западном мире, крах всей рыночной системы Запада.

1929 год – в Москве взрывают Чудов монастырь. Отныне динамит становится важным союзником властей в их бескомпромиссном споре с православием и чуждыми официальной идеологии символами. В 1929 Москва, как и многие другие города России, потеряла десятки ценнейших архитектурных памятников. А в подмосковном Сергиевом Посаде, как записывает в дневнике Михаил Пришвин: "22 ноября. В Лавре снимают колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдет в переплавку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому и как–то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол".

1961 г. – полет Юрия Гагарина. Это был первый полет человека в космос.

В этот год могут приниматься скоропалительные решения, проявляться всякие выскочки. 1961 г. – Хрущев со своим ботинком в ООН. Хрущев в Организации Объединенных Наций снял свой ботинок и стукнул им несколько раз по столу: «Вот Юра у меня летал – буржуазии и капиталистам мы покажем кузькину мать!» И это с трибуны ООН.

В начале 1962 года Никита Сергеевич Хрущев в пьяном угаре начал перетаскивать из Союза на Кубу межконтинентальные ракеты – тактический ход, чем обозлил США. Это было в год Хаомы, и если бы после этого года не было года Осла (а Осел всегда был символом мира; его покровительница Спента–Армаити – это Благодетельный мир), могла бы быть война. Но войны очень редко возникают в 25–й год цикла, очень редко.

Начало Карибского кризиса, закладка в начале 1962 г., когда мы послали туда ракеты – скоропалительная акция, которая проявилась в следующем году.

10 ноября 1993 года в Киеве возле Софийского собора во время столкновения толпы с милицией задерживаются руководители религиозного объединения "Белое братство" Юрий Кривоногов – по его словам "наместник Бога на земле" и его жена Мария Цвигун, называющая себя "пребывающим на Земле Живым Богом Марией Дэви Христос". На 24 ноября ими был назначен "конец света", который они и их адепты приехали встречать в Киев.