Козерог Козерог
Стихия – Земля
Планета управитель – Сатурн
Нахазюган Нахазюган
Стихия – Земля
Планета покровитель - Кейван
Главная Карта сайта Обратная связь Помощь

Год Осла (25-й год цикла)

(1930, 1962, 1994, 2026)

godosla25–й год цикла посвящен Изеду Спэнта–Армаити, Священной Земле, это год Благодетельного мира. Спента–Армаити – воплощение Земли, покровительница Земли и всего созданного на Земле. С ней связана охрана и защита чистоты и целостности воплощенного материального мира, богатство духовное и материальное.

Эти годы, как правило, бывают очень урожайными. Редко, когда годы Спента–Армаити бывают без земных даров. Если же земля скудеет, значит, люди слишком сильно ее осквернили. 25–й год цикла – год начала изобилия, год выхода из тупиков и кризисов. Время, когда люди труда могут наконец–то получить реальные результаты своей деятельности.

Очень хороший год, год мира. Войны в это время возникают крайне редко. Зато часто в эти годы происходят мирные переговоры, подписываются соглашения.

Годы Спента–Армаити связаны с обретением земных даров, установлением мира и стабильности. Это будет год проверки на прочность родственно–семейных отношений. Многие семьи могут быть разрушены. Но это очень хороший год для строительства домов, возделывания и приобретения земли. Кто много занимался возделыванием земли, не осквернял ее, тот может получить воздаяние – например, свой земельный участок. А кто осквернял землю, у того дом может разрушиться или сгореть. Кто наживался на земле, на купле–продаже участков, у них будут сгорать дома или их будут по бревнышку растаскивать, будут грабить квартиры. Но в целом – это год восстановления гармонии.

Тотем года – Осел

Символизирует миролюбие, терпение, упорство, истинный путь, работоспособность, изобилие, возделывание земли. Символ мира и стабильности, большой внутренней силы.


oselДикий осел (лат. Equus asinus) – вид семейства лошадиных отряда непарнокопытных.

Рассматривая ареал обитания диких ослов вначале необходимо разграничить два подвида этих животных. К первым относятся дикие ослы, предки которых никогда не были приручены людьми, ко вторым – повторно одичавшие представители этого вида животных, которые наряду со своими природными инстинктами используют полученные социальные особенности.

По–настоящему дикие ослы в древние времена встречались в Африке и Азии, однако после приручения человеком начали исчезать, а в настоящий момент этот вид находится на грани исчезновения или вырождения. В настоящее время встретить этих животных можно лишь в Судане, Эритрее, Эфиопии и Сомали. В небольшой численности дикие ослы смогли прижиться в заповедных зонах Израиля. Общее количество этих диких животных на сегодняшний день не превышает тысячи голов. Если они смешаются с одичавшими, то мы потеряем дикого осла как вид навсегда.

Дикий осел почти совсем не изучен. Живет в пустыне и полупустыне, где кормится преимущественно травянистой и кустарниковой растительностью. Держатся, как зебры, семейными табунами, в которых под предводительством жеребца ходят около 10 кобыл и молодняк. Очень осторожен и широко кочует.

Повторно одичавших диких ослов насчитывается значительно больше, и они населяют не только территории исторического ареала, но и встречаются практически на всех континентах.

Дикие ослы могут вести как групповой, так и одиночный образ жизни. Но предпочтение отдают в большинстве случаев стаду. Период гона может проходить в любое время года, а после спаривания, через 12–14 месяцев рождается один малыш, которого до полугода мать обычно вскармливает молоком. Половая зрелость у диких ослов наступает в возрасте от двух до трех лет.

Дикие ослы – крепко сложенные симпатичные животные. Они так резво скачут галопом, что догнать их часто не могут даже лошади и беговые дромедары. На сегодняшний день в Азии существует два подвида дикого осла.oselkiang

Тибетский кулан, или кианг – самый крупный и красивый из диких ослов. Он водится на высокогорных плато Тибета, доходя до отметки 5000 м над уровнем моря. Высота самца в холке около 1,4 м. Уши относительно мелкие, как у пони. Масть светло–коричневая летом, а в течение долгой зимы приобретает более насыщенный красноватый оттенок. Держатся кианги в основном семейными табунами под предводительством взрослого самца.

Персидский кулан, или онагр, распространен на каменистых пустынных плато, тянущихся от Ирана и Сирии до северо–запада Индии. Высота его в холке составляет в среднем 1,2 м, а длина головы с туловищем – 2 м. Уши длиной примерно 23 см – заметно короче, чем у ишака. Масть онагра рыжеватая летом и желтоватая зимой. В основном онагры живут семейными табунами из нескольких самок с ослятами и взрослого самца–вожака. Он постоянно находится настороже и без колебаний атакует любого хищника, представляющего угрозу для группы.

В раннеисторическое время кулан населял пустыни, полупустыни и отчасти степи Восточной Европы, Южной Сибири, Передней, Средней и Центральной Азии, Тибета и Западной Индии. Однако этот огромный ареал уже давно стал сокращаться, особенно быстро последние сто лет. Тогда в СССР кулан сохранился только в Бадхызском заповеднике (Туркмения) на границе с Афганистаном и Ираном, где живет около 700 животных. Завезен кулан на остров Барсакельмес в Аральском море, где обитает около 60 голов. Также он распространен в Иране, Афганистане, Монголии, Северо–Западном Китае, Тибете, Непале и Западной Индии.

Семейный табун возглавляет самец–вожак, но водит табун старая самка. Самец пасется в стороне от табуна, но все время наблюдает за ним. Если ему нужно направить куда–нибудь табун, то, прижав уши, вытянув шею и слегка наклонив голову, он взмахами головы подгоняет самок. Вожак хорошо знает самок из своего табуна. В табуне, кроме вожака, всегда есть старшая самка (не обязательно по возрасту), которая водит табун. Есть еще одна–две самки, которые слушают старшую, но командуют всеми другими, и те их слушают и боятся. Между некоторыми животными в табуне существует особое расположение друг к другу; такие животные почти всегда ходят рядом, не трогают друг у друга куланят, чаще чешут один другого, что является признаком расположения.

У куланов очень хорошо развиты зрение, слух и обоняние. Подойти к кулану незамеченным ближе, чем на 1–1,5 км почти невозможно. Однако мимо неподвижно лежащего человека он может спокойно пройти на расстоянии 10–15 м, то есть зрение у кулана, как говорят охотники, верхнее. Вместе с тем на движущийся по земле предмет он реагирует достаточно хорошо, и подползти к кулану незамеченным на 150–200 м удается редко.osel1

Домашний осел (лат. Equus asinus asinus) или ишак – это одомашненный подвид дикого осла, сыгравший важную историческую роль в развитии хозяйства и культуры человека. Все одомашненные ослы относятся к африканским ослам, в то время как попытки приручить куланов (азиатских ослов) всегда оставались безуспешными.

Одомашнивание ослов состоялось гораздо раньше, чем это произошло с лошадьми – примерно 6000 лет назад. Ослы были первыми животными, которых древний человек использовал для перевозки грузов. Центром одомашнивания стал Древний Египет и прилегающие районы Северной Африки и Аравийского полуострова. Уже около 4000 лет до н. э. в дельте Нила держали одомашненных нубийских ослов. В Месопотамии диких ослов приручили ненамного позже. В античную эпоху ослы попали в Европу. Известно, что ослы малоазиатского происхождения были у этрусков. В Грецию ослы попали около 1000 лет до н. э.

С тех самых пор низкорослые «скакуны» верно служат человеку. Изначально ослы использовались для верховой езды и тяги повозок. С появлением более быстрых и сильных лошадей ослы были заменены ими, хотя и сегодня они во многом превосходят лошадь. Осел намного выносливее лошади и может намного дольше обходиться без пищи и воды.

С приручением лошади использование осла стало ограничено навьючиванием его грузами. Иногда ослы использовались для получения мяса, молока и кожи. Ослиная кожа в Средние века считалась наиболее пригодной для изготовления пергамента. Севернее Альп ослы начали встречаться только со времен римлян. Кроме того, давным–давно ослов использовали и как боевых животных. Известно, что древние шумерские боевые колесницы тащили именно четверики ослов.

Многие ценные хозяйственные качества домашние ослы унаследовали от диких предков, обитающих в пустыне. В первую очередь, это неприхотливость и способность питаться любым подножным кормом. В самом деле, ослы едят почти все травянистые растения, в том числе и колючие, могут обгладывать ветки кустарников, есть материалы, содержащие растительные волокна (ткань, бумагу, веревки), а особенно любят чертополох. В связи с такой всеядностью ослы в большинстве случаев вообще не нуждаются в дополнительной подкормке, им достаточно одного лишь пастбища, которым может оказаться любой пустырь или даже свалка. В некоторых случаях давать дополнительный корм ослам даже вредно, так как они быстро жиреют.

Внешне ослы хорошо узнаваемы: они мельче лошади, имеют крупную голову, длинные уши и хвост с кисточкой. У ослов – жесткая грива и хвост.  Окраска шерсти у ослов может быть серая, коричневая или черная, изредка встречаются белые породы. Живот обычно светлый, то же самое относится к передней части морды и области вокруг глаз. В зависимости от породы достигают высоты от 90 до 160 см, высота породистых ослов может варьировать от размеров пони до размеров хорошей лошади. Вес взрослых животных от 200 до 400 кг.osel2

Уши у осла намного длиннее, чем лошадиные (до 25 см). Длинные  и подвижные уши помогают различить малейший шорох и определить его источник, спасая жизнь своему обладателю. Кроме того, наружное ухо является отличным резонатором, усиливая именно те звуки, частота которых близка к его собственной, производя, таким образом, отсев шумов.

Но, помимо обеспечения функции слуха, у ушей есть и другие немаловажные задачи. Во–первых, длинные уши играют роль радиатора, отводя лишнее тепло и спасая животное от перегрева. Не имея возможности потреблять достаточное количество жидкости, эти животные практически не потеют, избавиться от избытка тепла им позволяет большая поверхность ушных раковин, а также возможность располагать их в направлении северной части неба – тепловое излучение на этом участке гораздо ниже по сравнению с остальными. Дикие ослы в случае опасности способны развивать такую скорость, что их невозможно догнать даже верхом на лошади иди беговом дромедаре. В этой ситуации немаловажную роль играет аэродинамика: прижатые к телу уши уменьшают сопротивление воздуха, перекрывают его шум и одновременно излучают излишек тепла.

В отличие от лошади осел располагает копытами, приспособленными к каменистой и неровной поверхности. Они помогают более безопасно передвигаться, но не годятся для быстрой скачки. Тем не менее, в отдельных случаях, осел может развивать скорость до 70 км/ч. Ослы происходят из стран с засушливым климатом. Их копыта плохо переносят влажный европейский климат и нередко образуют глубоко идущие трещины и дыры, в которых прячутся очаги гниения. Поэтому уход за копытами ослов крайне важен.

oseliloshadjКроме внешних отличий от лошадей существуют еще некоторые особенности, которые не заметны на первый взгляд. Одной из них является разное количество позвонков. У ослов только 5 поясничных позвонков (у лошади 6). Кроме того, у ослов 31 пара хромосом, в то время как у лошадей их 32. Температура тела у ослов немного ниже, она составляет в среднем 37о C, а не 38о C. Также ослы отличаются более долгим периодом беременности. Пульс у этих животных 45–55 ударов в минуту, частота дыхания 10–15 дыхательных движений в минуту.

Голос у ослов является одной из ярких и отличительных черт. Всем известно их резкое и громогласное «и–аа». В повседневной жизни ослы редко подают голос и не привлекают к себе внимание, но в случае опасности или голода осел может взреветь, а голос его куда более резкий и громкий, чем лошадиное ржание.

Половую зрелость домашние ослы обретают в возрасте 2–2,5 лет. В принципе, спаривание возможно круглый год, однако происходит, как правило, весной. После длящегося от 12 до 14 месяцев вынашивания рождается один (редко два детеныша), которые в возрасте от 6 до 9 месяцев становятся самостоятельными. Осленок питается молоком до 6–9 месяцев, траву начинает пробовать уже через две недели после рождения.

Осел достигает полного роста к 2 годам. В возрасте 2 лет ослят постепенно приучают к работе, уже в 3–летнем возрасте ослы могут регулярно выполнять не очень тяжелую работу. Раннее использование осла под вьюком может привести к пригибанию спины у молодого животного. Продолжительность жизни 25–35 лет. Чрезвычайно редко встречаются долгожители, доживающие до 45–47 лет.

osel3Ослы с лошадьми могут давать совместное потомство: кобыла и осел дадут мула, а жеребец и ослица – лошака. Оба эти гибрида очень работоспособны и выносливы, но, к сожалению и мул, и лошак бесплодны. В древние времена у этих гибридов осла было общее славянское название – меск. Это слово встречается в переводах «Илиады» и «Одиссеи». Например, призом на погребальных играх в честь Патрокла была «кобылица... в недрах носящая меска» (то есть мула) («Илиада» в переводе Гнедича, песнь XXIII, стих 266).

Благодаря своей выносливости, осел и его гибриды всегда будут оставаться незаменимым «грузовым транспортом» в труднодоступных и скудных пищей и водой местностях. Вес вьюков, которые способен переносить осел составляет две трети от живого веса животного, а в исключительных случаях может и превосходить его. При правильном распорядке дня осел может работать в течение 8–10 часов с одним перерывом для кормления.

Казалось бы, ослы во всех отношениях выгоднее лошадей, но продолжительное существование в экстремальных условиях обусловило одну неприятную для человека особенность этих животных – у ослов чрезвычайно развит инстинкт самосохранения. В процессе одомашнивания у животных постоянно подавляются инстинкты самосохранения, поскольку человеку они не выгодны. Именно по этой причине домашние собаки не пытаются нападать на людей (хотя являются хищниками), породистую лошадь можно загнать насмерть (хотя дикие лошади не бегут до упаду), овцы и коровы покорно идут на бойню (хотя по запаху крови чувствуют опасность). Такое поведение является искусственно привитым и обуславливается измененной генетикой. А вот ослы в этом плане оказались на редкость неподатливыми. Оказалось, что вывести породу ослов, генетически предрасположенную к самопожертвованию, невозможно. Эти животные тонко чувствуют предел своих физических возможностей и никогда его не переходят. Например, уставший осел не тронется с места до тех пор, пока не отдохнет, он может вообще не сдвинуться, если чувствует, что на него взвалили непосильный груз, невозможно оторвать от поилки и пьющего осла. В мире не зафиксировано ни одного случая гибели ослов от физических перегрузок. Понятно, что все эти формы поведения истолковываются нерадивыми владельцами как упрямство и лень. В действительности же ослы никогда не «упрямятся» без причины, наоборот, при хорошем уходе они проявляют сильную привязанность к хозяину и готовы работать безо всяких поощрений.

При хорошем уходе ослы проявляют себя как очень спокойные, дружелюбные и общительные животные, любящие детей, не выносящие одиночества и легко привыкающие к любым соседям. Многие владельцы утверждают, что ослы очень понятливы и даже умнее лошадей. Есть у этих животных еще одно ценное качество – они весьма смелы и бодро атакуют мелких хищников, посягнувших на их потомство или территорию. Осел вполне способен защититься на пастбище от бродячих собак, лисиц, диких кошек, койотов, причем он защищает не только себя, но и рядом пасущихся животных. В Аргентине говорят: ни одна пума не решается подступиться к ослу. В схватке он бьет копытами, грызет зубами, да еще столь громко орет, что хищник после первых атак предпочитает оставить его в покое. Это качество ослов стали использовать на небольших фермах по всему миру и теперь ослы выполняют роль охранников для стад овец и коз.

Сейчас мировое поголовье этих животных насчитывает 45 миллионов и это невзирая на то, что в развитых странах их вытеснил механизированный транспорт. Лучшее племенное поголовье ослов сосредоточено в Испании, Франции и США. Демократическая партия США избрала осла своим символом, как воплощение трудолюбия, осел является и символом испанской провинции Каталония.

Проявление тотема

osel4Человек, родившийся в год Осла, достаточно миролюбивый, ко всем жизненным ситуациям подходит здраво и уравновешено: его трудно вывести из себя. Но даже доведенный до белого каления, он не будет агрессивным. Упрямство Осла проявляется только в том, что он любыми путями сохраняет свой стержень. Никогда не лезет на рожон, избегает крайностей и острых углов.

Тотем Осла предполагает в человеке большую работоспособность, выносливость, терпение, миролюбие, спокойствие, умение и желание многое делать своими руками, большую скромность. Обладает достаточно твердым характером, но для нормальной работы ему нужен какой–то дополнительный импульс. Это очень серьезный и работящий человек. Однако, когда в мире неспокойно, во времена конфликтов и смуты он становится пассивным, замкнутым и упрямым, не желает ничего делать.

Его худшая форма протеста – просто упрямство, когда он стоит и не двигается с места. Но он не будет проявлять норов, как Лошадь, никогда не скинет всадника, просто остановится и никуда не пойдет. Пассивность у Осла проявляется в периоды неустойчивости и неуравновешенности в окружающем мире. Если Осел идет по накатанной плоскости, он спокоен, нормально работает (пашет в упряжке). Очень покладистый и очень терпеливый, спокойный, все делает своими руками. Выносливый, ему в любых условиях обеспечена выживаемость, всего достигает «тихой сапой». Но для него лучше всего, когда он находится на вторых ролях или идет за кем–то. Если он скромен, не имеет амбиций, то получит Хварну, будет осыпан всеми дарами Неба.

Рожденные в год Осла мудры и неспешны. Они все делают обстоятельно. Качеству их работы можно позавидовать. Не боятся браться за сложные дела, всегда выполняют обещанное в срок. Могут найти себя в любой деятельности, требующей терпения и рассудительности. А вот фантазии и творческой жилки Ослам порой недостает. Хорошо, если они найдут себе партнера, который восполнит этот пробел. В любви Осел страстен. Чувства его горячи, при этом физическая близость имеет для него первостепенное значение.

Считается хорошим признаком, если у человека, родившегося в год Осла, удлиненный овал лица, крепкие, несколько выступающие вперед зубы, крупные уши. Упрямство и непреклонность проявятся, только если их сильно провоцировать.

osel5Несмотря на мягкую внешность, они обладают твердым внутренним стержнем и мягкой, но твердой целеустремленностью. Они не сходят со своего пути. Будут делать вид, что со всем соглашаются, а на самом деле – сделают по–своему. Достаточно податливые, но только когда это не касается их принципов. Деньги тоже любят из принципа.

Хварна Осла (отмеченность) – неторопливость, работоспособность, устойчивость. Своей уверенностью в выбранном пути и своим трудолюбием они восстанавливают Благодетельный Мир.

Антитотем Осла – трусливый, похотливый Кролик, воплощение демона Айшмы, уничтожающего землю.

Символизирует трусость, похотливость, неуправляемые эмоции, разбросанность. Люди, которые будут себя вести «по–кролячьи», т. е. бегать в разные стороны без всякого выбора, хвататься за ненужные дела, будут проигрывать именно черты антитотема.

Айшма связан с гневом и неуправляемыми инстинктами. Значит, в обществе в эти годы могут наблюдаться похотливые «кроличьи» явления – гнев, инстинктивные отношения между людьми, неуправляемые эмоции, развинченность, распущенность, проявляются низменные инстинкты. Пышным цветом будут процветать маньяки, насильники, психически больные. Таких людей будет тянуть из стороны в сторону, они будут сеять хаос и в конечном итоге «провалятся», потому что Спента–Армаити восстанавливает гармонию.

Человек с проявленным антитотемом назойлив, мелочен, похотлив, вовлекает всех в круг своих проблем, ничем не гнушается ради достижения своих целей. Чревоугодник, при этом чавкает нечистоплотно. Черты антитотема могут проявляться через косноязычие и косоглазие.

Символика Осла

osel6Осел, с незапамятных времен, был персонажем легенд, сказаний, притч, мифов и других повествований. Это животное часто символизировало положительные человеческие качества (твердость, смирение, терпение, миролюбие и т.д.) и даже было объектом культа. Но в то же время осел был символом упрямства, глупости, или бедности. Даже сказки (в основном восточные) характеризовали осла по–разному. Вот такое непростое животное – осел.

Мифопоэтический образ Осла распространен с глубокой древности (в египетских изображениях Осла известен уже с 4–го тыс. до н. э.). В Древнем Египте Осел – одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего Солнца), в то же время с образом Осла связан бог Сет – бог войны и разрушений. В Вавилоне в образе Осла представлялся бог Ниниб – солнечный бог, царь войны. В древне–еврейской традиции Осел выступает как священное животное судей, царей, пророков (ремень из кожи Осла использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда). Так было принято до времен царствования царя Давида (XI–X вв. до н. э.), когда знатные люди начали использовать мулов.

В энциклопедическом зороастрийском труде IX в. "Бундахиш" есть рассказ о гигантском трехногом осле, который стоит среди океана: "число его копыт – три, и число его глаз – шесть, и число его пастей – девять, и число его ушей – два, и число его рогов – один. Шерсть у него белая, пища его духовная, и весь он праведный". Два из его шести глаз находятся на обычном месте, два на макушке и два на лбу. Силою взгляда своих глаз этот гигант побеждает и уничтожает. Из девяти его пастей три находятся на морде, три на лбу и три на чреслах. Рог его на вид золотой и внутри полый, и от него отходит тысяча отростков. Этим рогом он победит и рассеет все козни злодеев. Помет трехногого осла – амбра. В мифологии маздеизма – религии древних персов – это благодетельное животное – один из помощников Ахура–Мазды, владыки Жизни, Света и Истины. В текстах говорится: «Когда он кричит, все самки водяных тварей – творения Хормазда – беременеют, а все беременные водяные вредные твари, когда слышат этот крик, выкидывают [своих] детенышей».

Многие полагают, что Осел является упрямым животным, но это неправда. Настоящий Осел для зороастрийца – воплощение Мира, знак прекращения войн, символ стабильности, терпения, кротости, большой внутренней силы, которая проявляется только в подавлении конфликтов, установлении мирного периода, в оказании пассивного сопротивления. Несмотря на мягкую внешность, у Осла всегда твердый
osel7внутренний стержень.

Частое упоминание об ослах можно найти в Библии: по преданию осел увозит Марию в Вифлеем, он присутствует при Рождестве Христа, на осле Дева Мария и св. Иосиф вывезли в Египет младенца Иисуса, когда спасались от преследований Ирода. На молодом ослике Христос, как Царь мира, въехал в Иерусалим. Этому событию посвящен двунадесятый праздник Вербное воскресение. В отличие от лошади, которая считается животным для войны и для богатых людей, ослик символизирует мирный труд и добровольную нищету Иисуса Христа.

Но наилучшим образом отражает взаимоотношения человека и осла предание о пророке Валааме. По преданию Валаам был праведником, но однажды поддался искушению и отправился в путь с недоброй целью. В дороге его покорная ослица сначала свернула с пути на боковую тропинку, но Валаам продолжал гнать ее дальше, затем ослица зашла в узкий проход и прижала ногу хозяина к стене, но и на этот раз Валаам не внял предупреждению, наконец, ослица легла и не захотела вставать, а когда Валаам начал избивать ее, воззвала к нему человеческим голосом. Только тогда Валаам понял, что это предупреждение свыше. В этом предании явно отражено превосходство инстинкта самосохранения ослов над человеческой гордыней и глупостью. Ослица, заговорившая человеческим голосом, открыла глаза Валааму, узревшему стоящего перед ним ангела с обнаженным мечом. Говорящая Валаамова ослица, кроме того, символизирует общение с Богом.

Ослу придается позитивное значение во многих религиозных текстах Азии, Ближнего Востока и Запада, где он сопутствует священным персонажам: например, как белый осел китайских Бессмертных.

В сознании людей древности существовала связь осла с божествами. Например, в Дельфах было принято приносить в жертву именно ослов. Бог Дионис и его свита, согласно мифам, часто разъезжала на ослах. Древние финикияне и сирийцы почитали осла, как образ, связанный с культом Ваала. В Египте чтили ослов красноватой масти, ибо считалось, что именно они способны обеспечить душе умершего безопасность в подземном царстве. По преданию египетская царица Клеопатра принимала омолаживающие ванны из ослиного молока, для этого ее кортеж всегда сопровождало стадо из 100 ослиц.

В древности Осел был, видимо, священным животным и в ряде других традиций, например у фригийцев, и может быть, фракийцев. Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского силена Марсия с Аполлоном (в другом варианте – Пана с Аполлоном) и присуждении победы Марсию (Пану) фригийским царем Мидасом, которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в некоторых традициях, но и мудрости), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения Осла (одним из атрибутов Силена и Приапа был Осел).

В мусульманской традиции Осел – одно из животных неба. Иногда Осел выступает как ездовое животное 6ожества. В индуизме в ряде вариантов колесница Ашвинов запряжена ослом или несколькими ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, проводившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи. В буддизме осел – символ аскетизма. В китайской традиции Осел – божественный скакун. Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в Осла. Об этом свидетельствуют соответствующие поверья (у армян был обычай жертвенного заклания Осла на могиле предка должника; считалось, что душа покойного предка превратится в Осла, если долг не будет выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея), многочисленные сказки. В сказках Осел является образцом мудрости, благоразумия, хитрости (Осел часто выходит победителем в конфликте другими), даже предприимчивости. Также в сказках образ осла славится терпением, спокойствием и скромностью.

osel8На Востоке очень популярным героем является Ходжа Насреддин. Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи. Ходжа звал его Хунук и говорил, что он был ослом, потому что не стал султаном. Во всех анекдотах Насреддина присутствует осел, который и тягловая сила, и транспорт, и терпеливый, безмолвный слуга. Осел для Насреддина вроде верного друга Санчо Пансы, сопровождающего в путешествиях Дон Кихота. Он никогда не предаст, поможет в трудную секунду. Осел оказывается гораздо умнее людей, которые погрязли в собственных пороках.

Бытовало мнение, что поездка верхом на осле, особенно задом наперед, излечивает многие болезни. В прежние времена лечили лихорадку и коклюш, пропуская больного под брюхом осла или пронося над спиной животного три или девять раз. В горных районах Шотландии сохранился интересный заговор от укуса скорпиона: первому встреченному на дороге ослу надо было прошептать на ухо: "Меня ужалил скорпион", – чтобы передать животному весь вред. В Девоншире есть хорошая примета – ступить ногой на то место, где валялся осел. Чрезвычайно счастливым знаком является также увидеть мертвого осла.

В бестиариях средневековья осел ассоциируется с течением времени и знанием, так как дикий осел 25 марта кричит 12 раз за ночь и столько же – днем (дикие ослы обладают способностью сообщать время своим криком). Золотой осел Апулея допускается к обряду посвящения после того, как он приобрел знание, переданное ему ароматом мистической розы, подаренной священником.

Осел – не только символ кротости, смирения, терпения, но иногда бедности. Его часто изображали для того, чтобы подчеркнуть контраст с богатством. Как жертвенное животное осел отождествляется со смертью, а как вьючное – с бедностью. Ослица – образ покорности, осленок – подчинения. Ослица в Библии – символ миролюбия, бедности, терпения.osel9

Осел и Бык служат символическим выражением того факта, что самые смиренные из животных тварей признали родившегося Иисуса Сыном Божьим и указывают на бедность, сопровождавшую это событие. Позже это истолковывалось так, что осел символизирует язычников, а вол – иудеев. В сценах рождественских мистерий в последующие века осел вместе с волом – символы мира и жертвенности. Иногда между изображением ушей осла помещали изображение солнечного круга. Это означало жертвенность.

Ницше сделал осла символом мудрости, соединив его в одном странствии с королями, которые предпочли отшельничество ценностям внешнего мира. В негативном аспекте осел ассоциируется с неверностью: раньше на осле катали женщин, повинных в супружеской измене.

Осел – иногда выступал еще и символ похоти, вожделения, плодовитости. В античном искусстве животное очень часто изображалось в акцентировано фаллическом аспекте. Ослица же постоянно находится в состоянии течки, поэтому считалось, что ее ненавидит богиня Изида. Изображение осла было непременным атрибутом бога Приапа. В древнехеттских представлениях осел выступает как культовый символ плодородия, с которым сопоставляется плодородие женщины–царицы, произведшей множество детей.

Осел символизирует также бдительность и защиту. Подобно тому, как некогда священные гуси своим гоготаньем спасли Капитолий Рима во время нашествия галлов, так крик осла спас богиню домашнего очага Весту от покушения на нее бога Приапа. На этом месте был позже построен храм Весты.

Американское выражение: «Осел из Чаттануги» напоминает об осле, который, согласно преданию, во время Гражданской войны предостерег своим криком жителей города о нападении неприятеля – буквально в последнюю минуту.

osel10Осел фигурирует во многих крылатых выражениях. «Ослиный лоб» в средневековой символике образное название покорного, терпеливого человека. «Буриданов осел» – иллюстрация проблемы свободы воли, невозможности окончательного выбора, рассуждения о необходимых действиях. В XIV веке французский философ Жан Буридан придумал анекдот об осле, который, не будучи в силах сделать выбор между двумя охапками сена, умер с голоду. «Ослиный мост» – камень преткновения; средство для преодоления трудностей, понимания чего–либо труднодоступного; ключ для решения математических задач из книги «Элементы Эвклида».

Осел – прозвище, отнесенное к членам религиозной секты или политической партии. Впервые оно было применено римлянами для иудеев, а затем и для всех вообще христиан: Asinqrii (лат.) «ослятники, почитатели ослов». С тех времен сохранилась надпись граффити на Палатине в Риме.

Среди религиозных поселенцев США бытовало библейское представление об ослах как о беззаветно преданных и трудолюбивых животных. Поэтому лидеры демократической партии Мартин ван Бурен и Джексон всячески подчеркивали, что осел символизирует существо, предостерегающее людей от таких пороков, как алчность, коррупция и т. п. Хотя этот символ официально не был никогда утвержден, с 1880–х он обрел большую популярность, благодаря рисункам Томаса Наста.

В геральдике осел – символ терпеливости, выдержки, удовлетворения.

Есть и памятники ослам – в Бухаре ослик несет на себе Ходжу Насреддина, в Габрове – Хитрого Петра, там же есть и музей осла. В экспозиции – фотографии этих выдающихся животных и разнообразные аксессуары для них.

Годы Осла – 1930, 1962, 1994, 2026.

Знаменитости, родившиеся в год Осла: Вильям Гершель, Людвиг ван Бетховен, Эрих Мария Ремарк, Гарсиа Лорка, Герберт Уэллс, Сальваторе Феррагамо.

Тихо Браге (1546) – датский астроном, астролог и алхимик эпохи Возрождения. Первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения, на основании которых Кеплер вывел законы движения планет.

Дмитрий Пожарский (1578) – великий русский государственный и военный деятель, князь, национальный герой России.bethoven

Людвиг ван Бетховен (1770) – немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые произведения. Бетховен начал сочинять музыку в 12 лет и посвятил этому 45 лет жизни. Вопреки своему недугу он сочинял гениальные произведения. И сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.

Осел работящий, добрый, всех притягивающий. Александр Дюма, 1802 год, был Ослом.

Начало 1931 года – рождение Ельцина, Лукьянова, Горбачева. Горбачев – Ослик с мягкой внешностью, мягко стелет, но гнет свою линию. Горбачев более соответствует году, он пытался где–то сгладить, замазать. Если Осел будет явным злодеем, то все равно будет с милой улыбочкой на лице, все равно будет пытаться сказать: я хороший для всех. Вот это ослиная позиция – быть для всех хорошеньким и у Горбачева это проявляется очень сильно, а вот Ельцин здесь как–то выпал.

Лукьянов – явно Заяц. Прямо ничего не говорит, все мутит, все ходит вокруг.

Илья Глазунов (1930) – советский и российский художник–живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Илья Глазунов – сторонник монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав. Похож на Осла.

Примеры

Годы Осла отличаются спокойствием, миром и уравновешенностью.

Хотя Англии в этом немного не везет. Англо–Бурская война; Вильгельм–Завоеватель в 1066–ом году; Нормандская династия. Но все эти завоевания были практически бескровными: пришел, увидел, победил.

А вот мирные переговоры и соглашения были реальными:

· В год Осла 600 лет назад, в год мира и соглашения, был подписан союз между Литвой и Польшей, положивший начало Речи Посполитой в 1386 г.

· 1962 год – мы удержались от войны в октябре/ноябре.

· Карибский кризис тоже был разрешен в год Ослика. 

Вообще много интересных, творческих событий, миролюбивых акций связано с этим годом.

В год Осла было много начато благотворительных акций. В 1802 г. под руководством Александра Первого были учреждены ночлежные дома и странноприемные больницы для бедных, сначала в Петербурге и Москве, затем по всей России.

Второй Рейх под непосредственным руководством Отто Бисмарка был образован в 1866 г. Дата основания консерватории в Москве тоже в год Ослика – 1866.

1930 г. из всех лет советской власти был менее всего отмечен какими–то процессами, уж
osel11асами убийств, из всех лет был более–менее мирным.

1962 г. – год Карибского кризиса, предпосылки которому начались еще в год Рыси, но если бы он разыгрался в год Рыси, могло бы закончиться войной, а в 1962 г. все решалось миром, переговорами, стиранием противоречий.

1994 г. – год установления гражданского мира, год выхода из кризиса. То, что было заложено в 1962 г. – в Карибский кризис, проявилось через 32 года в 1994 г. – в год Ослика, устанавливающего мир.