Рак Рак
Стихия – Вода
Планета управитель – Луна
Калаканга Калаканга
Стихия – Вода
Планета управитель – Мах
Главная Карта сайта Обратная связь Помощь

Клавдий Птолемей

korund_13    Клавдий Птолемей (Κλαύδιος Πτολεμαῖος, ок. 87-165) – древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.

Клавдий Птолемей – одна из крупнейших фигур в науке позднего эллинизма. В астрономии Птолемею не было равных на протяжении целого тысячелетия – от Гиппарха (II в. до н. э.) до Бируни (X–XI вв. н. э.).

Достоверно о жизни Птолемея известно очень мало. Наиболее надежные сведения, касающиеся жизни Птолемея, содержатся в его собственных трудах. В "Альмагесте" он приводит ряд своих наблюдений, которые датируются эпохой правления римских императоров Адриана (117-138 годы н.э.) и Антонина Пия (138-161 годы н.э.): самое раннее – 26 марта 127 года н.э., а самое позднее – 2 февраля 141 года н.э. В восходящей к Птолемею "Канопской надписи", кроме того, упоминается 10 год правления Антонина, т.е. 147/148 год н.э. (в ряде рукописей указывается 15-ый год правления Антонина, что соответствует 152/153 году н.э.). Пытаясь оценить пределы жизни Птолемея, необходимо также иметь в виду, что после "Альмагеста" им было написано еще несколько больших произведений, различных по тематике, из которых по меньшей мере два ("География" и "Оптика") носят энциклопедический характер, что по самым скромным оценкам должно было занять не меньше двадцати лет. Следовательно, можно полагать, что Птолемей был жив еще при Марке Аврелии (161-180 годы н.э.), как об этом сообщают более поздние источники.

Само по себе имя Птолемей свидетельствует о египетском происхождении его обладателя, который, вероятно, принадлежал к числу греков, приверженцев эллинистической культуры в Египте, или же происходил из эллинизированных местных жителей. Латинское имя "Клавдий" заставляет предположить, что у него имелось римское гражданство.

В своём основном труде Великое построение (Ἡ μεγάλη Σύνταξις), известном под арабизированным названием «Альмагест», Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона. Птолемей сформулировал (если не передал сформулированную Гиппархом) сложную геоцентрическую модель мира с эпициклами, которая была принята в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника.

«Альмагест» также содержал каталог звёздного неба. Список из 48 созвездий не покрывал полностью небесной сферы: там были только те звёзды, которые Птолемей мог видеть, находясь в Александрии.

Спорным является вопрос о соотношении работ Птолемея с работами более ранних авторов. Существует предположение, что звёздный каталог Птолемея был уточнённой версией каталога, созданного ранее Гиппархом. В пользу этой версии говорит то, что, согласно исследованиям современных историков астрономии, все перечисленные в каталоге 1022 звезды могли наблюдаться Гиппархом на широте Родоса (36° с. ш.), но каталог не содержит ни одной звезды, которая могла быть видна в более южной Александрии (31° с. ш.), но не наблюдалась на Родосе.

За последние 200 лет не раз возникал вопрос, какие наблюдения и результаты заимствованы Птолемеем у Гиппарха, а какие принадлежат самому Птолемею. Дело в том, что подлинные сочинения Гиппарха до нас не дошли (за исключением небольшого «Комментария к Арату»), и вопрос этот приходится решать косвенными путями. Практически все, что нам известно о работах Гиппарха. мы узнали благодаря их изложению в «Альмагесте» Птолемея. То же можно сказать и о многих других наблюдениях и математических исследованиях древнегреческих и вавилонских астрономов. Благодаря этому «Альмагест» стал своеобразной энциклопедией астрономии древности.

«Альмагест» был переведен за полтора тысячелетия на столько языков и служил учебником астрономии во многих странах мира. Каждый уважающий себя ученый Арабского Востока и Средней Азии считал своим долгом составлять комментарии к «Альмагесту».

Этот труд служил фундаментом астрономии почти полторы тысячи лет. Птолемеева система мира использовалась в астрономии до замены ее системой мира Коперника.

Птолемей исследовал преломление света на границе воздух-вода и воздух-стекло. Он первым стал учитывать рефракцию в астрономических наблюдениях.

Кроме "Альмагеста" Птолемею принадлежит также ряд других сочинений по астрономии, астрологии, географии, оптике, музыке и т.д., пользовавшиеся большой известностью в античности и средневековье, в том числе:

"Канопская надпись", "Подручные таблицы", "Планетные гипотезы", "Фазы неподвижных звезд", "Аналемма", "Планисферий", "Четверокнижие", "География", "Оптика", "Гармоники", "О способности суждения и принятии решения", "Плод", "Тяжести", "Элементы" и многие другие.

Труды Птолемея оказали огромное влияние на всю последующую астрономию и астрологию.

Коперник и Кеплер в своих работах также исходили из построений Птолемея. Первый из них превратил геоцентрическую систему Птолемея в гелиоцентрическую, но сохранил принцип равномерного движения по кругам и широко использовал математический аппарат Птолемея. Второй, отказавшись от этого принципа, тем не менее использовал построения Птолемея, чтобы найти истинную форму планетных орбит.

По-видимому, своими успехами в области астрономии Птолемей во многом обязан знаменитой Александрийской библиотеке, которой он широко пользовался. Так стали ему известны труды Гиппарха (не дошедшие, увы, до нас), а также таких древнегреческих ученых, как Метон (V в. до н. э.), Евклид, Аристотель, Каллини (IV в. до и. э.), Аристилл, Тимохарис, Архимед, Аристарх Самосский, Эратосфен (III в. до н. э.), Аполлоний Пергский (III–II вв. до и. э.). Птолемей широко использовал также наблюдения астрономов Вавилона, не называя их, правда, по именам. Это в основном наблюдения лунных и солнечных затмений, а также некоторых других явлений (покрытий звезд Луною, соединений планет), проводившиеся вавилонскими астрономами начиная с VIII в. до н. э. Эти наблюдения послужили Птолемею для создания теории движения Луны, которой пользовались десятки поколений астрономов, моряков, путешественников.

В выборе гипотез для объяснения явлений Птолемей придерживался принципа простоты, когда же простейшая гипотеза оказывалась недостаточной, утверждал, что "нужно брать другие, наиболее подходящие". Так, важнейший сдвиг в астрономической науке произвел его отказ от традиционного представления о равномерных круговых движениях небесных тел: по Птолемею, планеты переносятся по деферентам неравномерно. Этим предвосхищалась революционная идея Кеплера о движении планет по эллипсам. По отношению к системе Коперника модель Птолемея является отражением видимости, а не достоверности, но математико-геометрический аспект модели Птолемея включает гелиоцентрические элементы. В "Альмагесте" Птолемей аргументирует истинность геоцентризма, однако доказано, что из первоначального текста тщательно вытравлены упоминания о гелиоцентрической системе Аристарха Самосского, известной Птолемею.

Птолемей положил начало работам в области тригонометрии (сферической и на плоскости), открыл рефракцию в атмосфере Земли, исследовал явление отражения и поглощения света, заложил основы географии (указал географические координаты ок. 8000 пунктов земной поверхности), занимался хронологией и теорией музыки.

Для истории астрологии ключевое значение имеет труд Птолемея "Четверокнижие" ("Тетрабиблос", соч. после 141 г.). Эта книга, представляющая собой систематическое изложение астрологических знаний античности, оказало огромное воздействие на арабскую и европейскую астрологию последующих столетий. Птолемей также является автором работы по астрологическим погодным предсказаниям "Фазы неподвижных звезд", трудов по астролого-астрономической проблематике "О планетарной гипотезе", "Центилоквиум" ("Карпос", "Книга плодов"; авторство П. сомнительно), "Готовые (астрономические) таблицы", "Схема и правила пользования готовыми таблицами".

Птолемей был первым, кто переформулировал астрологию в терминах натурфилософии Аристотеля, и "Тетрабиблос" может рассматриваться как приложение аристотелевской физики к подлунному миру. Однако следует отметить, что астрологическое учение Птолемея далеко не во всем совпадает с главной линией эллинистической астрологии. Современные американские исследователи Р.Хэнд и Р.Шмидт резонно подчеркивают, что Птолемей, по существу, отбросил большую часть традиции, наследником которой он являлся. К тому же неясно, был ли Птолемей практикующим астрологом: ни в "Тетрабиблосе", ни где-либо еще не приводится ни одного гороскопа, составленного Птолемеем, и это заставляет относиться к построениям Птолемея с известной осторожностью.

Сочинения Птолемея охватывают не только область астрологии и астрономии. Среди его трудов: "Таблица царств" (хронология древних царств), "О музыке" ("О гармонии") в трех книгах, "Об аналеммах", "Планисфера", "Оптика" в пяти книгах (авторство Птолемея спорно), "География", "О господствующих критериях" (трактат о теории познания и душе). Кроме того, Птолемею приписывается еще около 50 сочинений, но с малой степенью достоверности.