Рак Рак
Стихия – Вода
Планета управитель – Луна
Калаканга Калаканга
Стихия – Вода
Планета управитель – Мах
Главная Карта сайта Обратная связь Помощь

Возрождение реки

Если город не стоит на реке, у него нет будущего

Так издавна уверяли мудрецы. Древняя Русь строила города свои по берегам рек. Викинги называли ее Страной городов, ценя именно водную связь между ними.Не случайно существует одна из версий названия «Русь» как вариант слова «русло», – по сути, речное название. Невозможно переоценить значение реки в жизни города. Она и есть сама жизнь. Питьевая вода, вода для промышленных нужд не берутся с неба. Река в городе – главная нравственная артерия, откуда мы черпаем в прямом и переносном смысле. По Конфуцию, «нет ничего благороднее, чем созерцать течение реки, ибо это приводит к пониманию жизни».

Город в идеальном смысле – это единая стихия камня, воды и неба.

В древности вода сама по себе почиталась как сокровище. Люди строили поселения около рек, и реки становились артериями, благодаря которым они жили. Колодцы и фонтаны были центральными точками в любом городе или деревне. Это было то место, где женщины собирались для того, чтобы заняться стиркой, и тем местом, из которого они брали воду для своих семей и животных. Здесь же люди собирались для того, чтобы поговорить о погоде, урожае и других делах в городе. Здесь люди обменивались опытом, который помогал им быть готовыми к тем испытаниям, которые уготовила им жизнь. Источник воды был тем, что связывало всех жителей между собой. В некотором смысле вода была тем катализатором, который способствовал объединению людей в сообщества и слиянию культур разных народов. И в самых отдаленных высокогорных деревушках, и в кочевых поселениях, разбросанных в пустыне, источники воды были тем местом, откуда черпалась информация, и местом, где обреталась мудрость.

Некоторые сообщества людей поклонялись духам воды, и люди верили, что вода обладает исцеляющими свойствами. Египтяне, персы, индусы и греки - все имели свои божества, которые ассоциировались у них с колодцами, фонтанами и источниками. На протяжении всей истории человечества вода была символом очищения и искупления. Известным примером, подтверждающим это, является священная река Ганг в Индии, в водах которой ежедневно омывают свои тела миллионы паломников, считающих, что таким образом они очищают не только свои тела, но и души. Некоторые буддийские храмы также имеют места для церемониальных омовений. В исламской культуре ритуальные акты омовения водой выполняются вне мечети.

Легенды об очистительной силе воды существуют в культуре многих народов мира. Библейская история о Ное и его ковчеге является одним из таких преданий. Однако древние шумеры и греки рассказывали похожие истории, как, впрочем, и североамериканские индейцы. Эти истории о Всемирном потопе символизируют очищение и последующее возрождение Земли, и они нашли свое отражение на уровне одной личности в христианском таинстве крещения. И хотя крещение считается христианским ритуалом, многие другие религии и культуры использовали воду как символ очищения души и тела.

В наше время мы относимся к воде главным образом утилитарно, но, тем не менее, в подсознании существуют элементы генетической памяти поколений, которые накоплены поколениями наших предков на протяжении всей истории развития человеческого общества. На более глубинном уровне мы знаем, что вода является источником, который нас питает, исцеляет и очищает духовно. В каждой нашей жизни генетическая память поколений в той ее части, которая касается воды как источника жизни, воды в нашем доме, на рабочем месте или в саду, может пробуждаться и действовать на подсознательном уровне.

Вода постоянно самовозрождается благодаря существованию обращения веществ в природе через процессы выпаривания и выпадения осадков. Эти процессы никогда не прекращаются. Они являются своеобразной декорацией, на фоне которой протекает наша жизнь. Это можно сравнить с вечным и непрекращающимся путешествием души. И хотя формы, в которых существует вода, постоянно изменяются, и вода превращается то в лед, то в туманную дымку, то в свежие потоки воды, то в отвратительную болотную хлябь, то в снег, то в град, то в огромные облака или морскую воду, то в могучие реки, - ни одна ее капля никогда не исчезает бесследно в нашем мире.

Первые шаги к свободе Полтвы

В этом году исполняется 110 лет со времени окончательного перекрытия львовской Полтвы. В свое время в газете «Народна думка» было опубликовано письмо бывшей львовянки, сейчас жительницы Нью-Йорка, Марии Шунь, которая отстаивала идею возрождения Полтвы, а также показала прямую связь между состоянием оскверненной речки и жизнью местных людей (их здоровья, успехами, судьбой вообще). Сейчас поэтесса и общественный деятель, участница нью-йоркского Центра поклонников проекта «Живая Полтва» вместе с Львовской общественной организацией «Музей идей» отослали свой проект «ЛеоПолтвис» вместе с его расчетной стоимостью в городской совет. Этот документ инициаторы возрождения реки хотят подать на получение гранта в Еврокульте. Сейчас идет поиск партнеров в Европе и мире для поддержки и помощи в реализации проекта.

В его рамках в 2010 году предусмотрен ряд культурологических, научных и творческих мероприятий для распространения информации о проблеме среди общественности, а также объявления всемирного конкурса на лучшую градостроительную идею обновления и возрождения Полтвы.

Как бы кто не считал идею реанимировать Полтву безумной или утопической, все же в мире уже есть примеры таких же усилий воскресить речи. Скажем, лондонский мер Борис Джонсон планирует оживить спрятанные под землей и асфальтом притоки Темзы Тайберн и Флит.

В октябре этого года во Львове прошла международная научно-практическая конференция на тему «Стан та перспективи Полтви у Львові» с участием международных специалистов в области исследованийокружающей среды, мера Львова А.Садового, директора ДП „Львовводоканал” и др.

Представитель Центра исследований окружающей среды (Лейпциг) Франк Блюменз, который сам является одним из исследователей проекта IWAS, в рамках которого проходят исследования Западного Буга, Полтвы и притоков: «Мы анализировали качество воды в сентябре 2009 года и мае 2010г. в Полтве и ее притоках. В притоках Полтвы качество воды в границах нормы, тогда как в самой Полтве низкая концентрация кислорода, повышенная – фосфатов, азота (который токсичен), аммиака. Другие эксперты также пришли к такому выводу. Отходы канализации попадают в воду, а их необходимо перерабатывать на очистных сооружениях, чтобы в речку попадала чистая вода. Канализационная система Львова неусовершенствована, много прорывов и мест утечки», – сообщил Франк Блюменз.

Организатором конференции и семинара также является общий украинско-немецкий проект Немецкого общества технического сотрудничества (GTZ), который занимается развитием города и обновлением старой части Львова. По его инициативе приезжие немецкие, итальянские и польские эксперты делали доклады во Львове. Так, немецкие эксперты рассказали про позитивные опыты ревитализации речек, озеленения и оживления индустриальных территорий, например, в Лейпциге речки Пляйсе и в Дрездене речки Вайсериц. Правда, главное отличие ситуаций в других странах от львовской в том, что, например, в Германии законодательство запрещает спускать канализационные воды в реку.

На второй день работы конференции три группы участников разрабатывали видение ревитализации Полтвы. Одна команда предложила организовать очищение притоков Полтвы, начав с львовских Пасик и парка Железные Воды. Это должно было бы в первую очередь содействовать осознанию львовянами того, что у них в городе под ногами течет река. Было предложено для этого дела привлечь молодежь и школьников. Второй шаг – упорядочить и обновить фонтан на ул. Коперника, упорядочить и очистить родники. Популяризировать этот опыт в других районах города. Третий шаг – провести «Фестиваль Реки» (установка указателей течения Полтвы, экскурсия на лодке подземной Полтвой). Слоган фестиваля – «Освежи Львов». Вторая команда предложила сначала артикулировать проблему «погребенной» реки среди львовян, потом – отделить канализацию от речки, очистить водостоки, которые насыщают речку, и промаркировать русло реки в современном Львове на домах и улицах. «География города позволяет в нескольких местах города открыть реку, что станет событием, – заверил О. Дзындра, директор музея идей, инициатор конференции. – Но это все может оказаться ненужным, если вместе с этим не будет проведено очищение воды не только для реки, но и для львовян, чтобы они могли пить воду из-под крана». Полтву можно вернуть к жизни - это вопрос на совести львовян, он зависит и от уровня инженерии, и от желания людей оживить реку.

Полтва жива, потому что живы ее истоки, которые прежде всего необходимо спасать. Речь идет о потоке на Пасиках, что на Погулянке, потоке Железные Воды, потоке в Стрийском парке, о Вулецком потоке недалеко от кинотеатра «Сокол», который постоянно чистят дети из эколого-натуралистического центра, тогда как население выкидывает туда мусор. Есть также Голосеевский, Клепаровский, Кривчицкий потоки. Нужно их ревитализировать, а потом говорить про то, чтобы хотя бы частично открыть речку в городе. Присутствие городской власти в спасении Полтвы крайне необходимо, ведь, прежде всего, нужно обновить очистные сооружения, которые находятся сегодня в катастрофическом состоянии. По крайней мере, они не срабатывают так, чтобы Полтва могла полноценно «жить» ниже по течению относительно их расположения. Речку нужно вернуть к жизни. Но, прежде всего, оживить ее в мыслях и ментальности львовян. Полностью открывать реку не обязательно, но отделить ее от канализации – необходимо.

Если даже нет возможности в данный момент полностью вывести реку на поверхность, то крайне не обходимо отделить ее от канализации. А самое главное – мы с вами должны осознавать и помнить, что в городе Львове есть прекрасная древняя река под именем Полтва, которая питает наши корни.

Источники

 

Материалы собрала Елена Агратина