Стрелец Стрелец
Стихия – Огонь
Планета управитель – Юпитер
Нимасп Нимасп
Стихия – Огонь
Планета управитель – Муштар
Главная Карта сайта Обратная связь Помощь

Воху-Ман

vohumanВоху-Ман – проводник божественной воли на земле. С ним связаны благая мысль, слово, контакты, общение, раскрытие тайн, помощь в затруднительных ситуациях, а также благодать, просветление, доброта, искренность и порядочность. Воху-Ман выступает проводником высшего начала, сообщая волю Бога и Амеша-Спента воплощенным творениям.

Благая мысль наряду с благим словом и благим делом относится к составляющим морально-этической триады зороастризма. Философия зороастризма делила бытие на три части: верхний мир Меног – мир образов и идей, средний мир Ритаг – мир слов и звуковых вибраций, и нижний, воплощенный мир Гетиг – мир физических форм и материальных вещей. С этими тремя мирами соотносятся благая мысль, благое слово и благое дело, которым противостоят злая мысль, злое слово, злое деяние.

Воху-Ман – Благая Мысль, наряду с Ахура-Маздой и Аша-Вашихтой, входит в верховную божественную триаду. Он – дух–покровитель животного царства, относящегося к семи благим творениям создателя мира Ахура-Мазды. Из Амеша-Спента, покровительствующих различным стихиям, столь необходимым для жизни людей, последователи Заратуштры – скотоводы (ведь именно в пастушеско-скотоводческой среде изначально распространялся зороастризм) – особое внимание уделяли изэду Воху-Ману – пастырю небесного скота, повелителю животного царства. Поскольку Воху-Ман покровительствовал братьям нашим меньшим, не удивительно, что именно с ним зороастрийцы связывали представления о тотемах – благих творениях животного царства, чьи повадки, особенности поведения и внешность зачастую становились отличительными чертами тех или иных людей. Зороастрийцы молились Воху-Ману о ниспослании здорового и плодовитого домашнего скота, они видели в нем посредника между миром людей и миром животных. Посреднические функции Воху-Мана на этом не заканчивались – он считался проводником божественной воли, в чем его можно уподобить греческому Гермесу или римскому Меркурию. Но самая главная его функция – это ниспослание людям благих мыслей, вдохновения и поэтического дара.

Воху-Ману противостоит демон злой мысли – Аки-Мана.

Гахамбар, посвященный Воху-Ману празднуют 29–30 января, при стоянии Солнца в 10 градусе Водолея. В этот праздник проигрывается мистерия Благой Мысли. Любое дело начинается с закладки, то есть сначала появляется мысль, потом слово и дело. Момент зарождения мысли должен быть благим, и за это отвечает Воху-Ман. Поэтому в этот день благотворно задумывать новые дела, особенно связанные с обучением, знаниями. В мистерию праздника входит гадание по снам, обретение имени, освящение шляп, книг, ворот, ключей, дверей. Ритуальная пища – молочные продукты. В этот день зажигают 8 огней.


nikolajВ христианстве Воху-Ман ассоциируется с Николаем Угодником. Он творил чудеса при жизни, но немало происходило и происходит чудес и после его смерти. Он помогает морякам, путешественникам, детям; тем, кто находится в заключении, он помогает всем, кто обращается к нему за помощью. Николаю Угоднику молятся о благополучии в пути, о защите от бури и потопления на море, об исцелении от разных недугов, о покровительстве семейного очага, о помощи в разных бедах, от грусти и уныния, за детей, чтобы пристроить в замужество дочерей, о помощи в бедности и нужде, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, в плену у врагов.

В зороастрийском календаре Воху-Ману посвящен 2-й солнечный день, тотем дня Собака-поводырь, антитотем – Черный Кот, вернее крысо-кото-обезьяна. Месяц Воху-Ман (15.01 – 13.02) соответствует знаку Водолея, тотем месяца – Верблюд, антитототем – Черная кошка. По 32-летнему, сатурнианскому календарю 29-й год цикла (1934, 1966, 1998) связан с Воху-Маном, тотем – Дельфин, символ познания тайн, помощи, спасения, путешествий, благих мыслей, водительства; черты антитотема – злобность, раздоры, тотальное разрушение всего и вся, мстительность, бессмысленное уничтожение.