Телец Телец
Стихия – Земля
Планета управитель – Венера
Таран Таран
Стихия – Земля
Планета управитель – Ардвисура Анахита
Главная Карта сайта Обратная связь Помощь

Глиптика

gliptikaГлиптика – искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях – одно из наиболее древних искусств.

Первые образцы искусства резьбы на твердых цветных камнях появились на Востоке, преимущественно в древнеперсидском городе Персеполисе (VI–V вв. до н.э.), а также в Египте и Вавилоне. Там изготавливались печати в форме цилиндров и изображения священных жуков – скарабеев. Нередко резные камни служили приношениями богам. Также в древности был распространен обычай дарить друзьям и любимым перстни с резными камнями на память или в знак любви и преданности.

Но, собственно, настоящие художественные произведения с необыкновенно тонким исполнением – изящным, простым и строгим – относятся к временам старого Рима и Древней Греции.

До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм – инталии (геммы с врезанными, углубленными изображениями), дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в эпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи (изображения, выполняется в технике выпуклого рельефа). И если роскошные многоцветные камеи с их эффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике.

Особая трудность резьбы инталий, помимо их миниатюрности, состояла в том, что мастер постоянно должен был иметь в виду обратное изображение. Покрытую абразивным материалом, углубленную, как бы негативную, инталию было необходимо время от времени очищать и делать пробные оттиски. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием. Но зато твердость минералов сделала геммы поистине вечными. Дойдя через столетия до наших дней, они порой предстают перед нами такими, словно разрушительное время их совсем не коснулось.

gliptika1Античные геммы вобрали в себя все разнообразие мира, а средства выразительности приобрели особую утонченность. Мастера добивались органичного соединения магической красоты минералов с графически отточенными или, напротив, легкими, эскизными, пластичными рельефами. Это были уже не только печатки, но и дорогие, можно сказать драгоценные украшения, амулеты-обереги, наделенные защитными, чудодейственными свойствами. Многие античные геммы позднее почитались как христианские святыни.

Центром изготовления камей была Александрия. Уже самые ранние камеи были вырезаны с виртуозным мастерством. Мода на камеи в то время была так сильна, что за них платили баснословные цены, несмотря на то, что право носить их в перстнях дано было только патрициям. Камеи носили не только в кольцах, ими украшали щиты, кубки, столы, канделябры и проч. Плиний описывает богатое собрание разных камей работы знаменитого в то время мастера Пирготеля, принадлежавшее Александру Македонскому. Геммы, вырезанные рукой художника, умеющего пользоваться красками камня, производили такое впечатление, что иногда трудно было решить, искусство это или прихотливая игра природы.

Античная камея по сей день сохраняет значение эталона классической красоты и совершенного вкуса. История сохранила имена наиболее известных древних мастеров резьбы по камню: Пирготеля, Апполонида, Кронида, Аспазия, Афениона (II в. до н.э.), Диоскорида.

Разнообразны сюжеты античных гемм. В них нашли отражение многие стороны материальной и духовной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные человеческие отношения и быт. Иногда миниатюрные изображения являются единственным источником знакомства с жизнью древнего мира. Особенно ценны в них воспроизведения навсегда утраченных шедевров греческой живописи и пластики.gliptika2

С раннего средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Высочайшие образцы резьбы по камню православного искусства (резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых) стали неотъемлемой частью архиерейских облачений, они часто используются как вставки в панагиях и митрах. Наряду с традиционными минералами – ониксом, сардониксом, агатом – в культовых предметах широко используются и очень выразительно смотрятся лазурит, аметист и горный хрусталь.

Во времена ренессанса, в XVII – XVIII вв., искусство камеи пережило свой наибольший расцвет. Италия в эпоху Возрождения не только пережила бурный взлет камнерезного искусства, но и дала мощный импульс его развитию в других странах. Национальные школы глиптики во второй половине XVIII в. сформировались во Франции, Германии, Англии, Австрии, России.

Многие музеи современности бережно хранят в своих коллекциях бесценные творения древнего мира – камеи и инталии.

Государственный Эрмитаж экспонирует одно из богатейших собраний резных камней, основой которого послужила коллекция маркиза дю Шателя, впоследствии принадлежавшая герцогу Орлеанскому, а затем приобретенная Эрмитажем. Предполагают, что начало собранию камей положила Екатерина II, которая «в часы досуга любила рассматривать резные камни». Свою страсть к их собиранию она шутливо называла «камейной болезнью». После 1917г. в Эрмитаж поступили национализированные собрания Шуваловых, Юсуповых, Строгановых, Нелидовых, Половцевых, а в 1964 г. в коллекцию Эрмитажа добавилось свыше двухсот шестидесяти древних гемм из собрания известного минералога Г. Г. Леммлейна.

gliptika3Редчайшим образцом крупных портретных гемм эпохи эллинизма (III в. до н.э.) является уникальная гемма на трехслойном сардониксе – «Камея Гонзага» размером 15,7×11,8 см., изображающая египетского царя Птолемея II и его сестру Арсиною.

Великолепный резчик мастерски использовал различный цвет слоев оникса. Фоном служит темно–коричневый нижний слой, на котором контрастно выделяются белое с голубоватым оттенком лицо Арсинои, ее шея, плечо, а также гребень шлема Птолемея. Лицо царя более светлое и резко отличается от лица царицы – как будто загорелое, мужественное. Из верхнего коричневого слоя вырезаны шлем, волосы и эгида Птолемея.

Первое упоминание об этой камее встречается в 1542 году в инвентарном каталоге собрания Изабеллы д'Эсте – супруги Людовика Гонзага, правителя итальянского города Мантуи и до 1630г. она находилась в собрании герцогов. Затем после смены многочисленных владельцев камея за 1,5 млн. франков была приобретена Жозефиной Богарне, женой Наполеона, а в 1814 г. была подарена ею российскому императору Александру I в знак благодарности за проявленное к ней великодушие после победы над Наполеоном. В 1814 г. «Камея Гонзага» была передана в Эрмитаж.

Там же хранится великолепная гемма на сардониксе с портретом Александра Македонского работы выдающегося мастера резьбы по камню Пирготеля.

Самая крупная в мире гемма
gliptika4– «Большая камея Франции» размером 31×26,5 см, выполненная на пятислойном сардониксе, находится в Кабинете медалей Лувра (Париж). На ней изображены два императора со своими приближенными. С ювелирной четкостью вырезано более двадцати фигур, скомпонованных в три горизонтальных пояса. Датируется она началом I в. н.э., временем правления римского императора Тиберия, приемника Августа.

Другая знаменитая камея с изображением лиры, окруженной роем пчел, была сделана на сардониксе греком Диодором Самосским.

В Музее истории искусств в Вене находится, выполненная на сардониксе, «Гемма Августа» – античная камея работы римского мастера Диоскорида.