Зерван Зерван
Символ развития коллективного потока
Зерван Зерван
Символ индивидуального развития личности
Главная Карта сайта Обратная связь Помощь

ТОТЕМ – как путеводная нить

totemyТотемы – образы священных животных, растений, минералов – занимают в зороастрийской традиции особое место, им всегда придавали огромное значение.

Тотемы присутствовали во всех древнейших верованиях, традициях. Это некий символ, динамический или статический образ, который позволяет человеку лучше осознать свое место в мире, свои взаимоотношения с высшими силами.

Слово тотем можно прямо (одним словом) перевести на русский как – "покровитель". Во многих древних традициях с тотемом связывали понятие хранителя рода, некоего духа-предка, который почитался как покровитель и защитник рода. Таким образом понятие тотема выводит нас на глубинное прошлое, кармическое прошлое, как некая пуповина, связывающая нас с истоками, с кармической памятью человечества.

Почему в качестве тотема выступает именно животное, а не человек? Потому что животное менее осквернено, чем человек. У животных нет выбора. У человека выбор есть: Добро или Зло. А раз есть выбор, значит, потенциально он может сделать выбор в сторону Зла, согрешить. А у животного нет сознательного выбора, значит, оно сознательно не грешит. А во всем остальном животное подобно нам. Особенно теплокровное животное, у которого система кровообращения такая, как у нас. Они – такие же как люди, только без права выбора, без вот этого сознательного служения тому или другому. А раз это так, значит, именно животное по своему строю, по своему складу может быть для нас символом, указателем правильности сделанного нами выбора. Им не надо было делать такого выбора. Но для нас они могут быть знаками, сигналами нашего правильного или неправильного выбора.

totemy1Животное является символом первичного мира. Животное никогда, в отличие от человека, не делает никаких напрасных действий. Все его действия абсолютно четко скоординированы, целесообразны. Они органически вписываются в окружающий мир. Поэтому, именно существа, которые способствуют равновесию в природе, называются тотемами. Очень многое в нас, связывающее нас с этим животным миром, утеряно. Утеряна гармоничность, целесообразность.

В авестийских текстах важность тотемов для человека объясняется следующим образом. Мудрец спрашивает Духа Мудрости: «В чем же причина того, что быки и овцы, птицы, летающие создания и рыбы, каждое из этих существ, взятое в отдельности, полностью осведомлены о том, что есть их собственное Знание (то есть они самодостаточны), а люди, поскольку им не дается никаких указаний и они не имеют многих тяжких трудов и хлопот об этом (Знании), неспособны достигать и знать на уровне, достойном человеческого ума?»

Дух Мудрости отвечал так: «В первоначальном творении люди были так мудры, что их добрые дела и злые преступления не представляли для них секрета (то есть они знали все). И воздаяние добрых дел, и наказание за преступление они видели своими глазами. И ни один поступок не имел дальнейшего развития (то есть не было кармических последствий, кармических петель)». Но вслед за тем Ангра-Манью закрыл воздаяние добрых дел и наказание греха (то есть человек не ведает, что он делает, как он поступает: хорошо или плохо): «Награда добрых дел, наказание греха, мысли людей и следствие их деяний поступков стали совершенно сокрытыми».

Вот чего не делают животные (как и растения) – кармических долгов. Они не оставляют кармические петли, у них кармическое воздаяние линейное. А у человека оно запутано, закручивается в клубок. Вот почему нам необходимо выходить из замкнутого круга через тотем – чтобы ни один поступок не имел дальнейшего развития. Животные самодостаточны, они познают мир в пределах, им доступных. Они не грешат. Именно поэтому нам нужен тотем. Чтобы мы могли увидеть, как нам жить, чтобы не грешить.

Вообще понятие тотема гораздо глубже,totemy2 чем образ животного. Отождествление тотема с образом привычного животного, чьи повадки, психологические особенности, стереотипы достаточно хорошо известны человеку, позволяют намного легче соприкоснуться с другой реальностью. Тотем – это не просто священное животное – это маяк для преображения сущности человека. С тотем связана определенная символика, определенные свойства, которые человеку нужно в себе воспроизвести.

Каждый год, месяц, день календаря хранит в себе понятие, символ тотема, священного животного. Каждому солнечному дню, месяцу и году соответствует определенное тотемное животное, образ которого может указать человеку путь к проявлению Хварны, выход из кольца предопределенности. Тотем является эталоном, показателем имеющейся у человека Хварны. Именно тотем является ориентиром. Как же иначе мы могли бы определить, есть ли у нас Хварна или нет. Мы можем определить только по системе ориентиров, которая ближе всего к нам стоит. А для нас этим является ориентация на тотем, на священное животное.

В качестве тотемных выступают только животные, считающиеся благими, через них действуют светлые силы. Из всех животных, в качестве тотемов, вот этих символов выступают только те, которые не являются храфстрой, не являются распространителями заразы, не являются бессмысленными хищниками. Т.е. те животные, которые являются экологически чистыми, которые очищают природу, способствуют истреблению храфстры.

А вот в образе антитотемов выступают оскверненные животные, через них действуют демоны, дэвы. Вот те животные, которые не вписываются, вырываются из этого мира, являются паразитами, не соблюдают экологическую чистоту, называются храфстрами. Это как раз многие ядовитые змеи, многие насекомые, мухи, комары, грызуны. Их бессмысленно много. Зачем нам так много комаров? Если их уничтожить, ничего в природе, в принципе, не изменится. И особенно храфстрой считаются те животные, которые паразитируют на человеке. Вши, клопы, солитеры. Если истребить, например, всех глистов, в мире от этого ничего не изменится.

Зная характеристики тотемов и антитотемов дня, месяца и года рождения, можно определить, насколько проявлен тотем человека. Всегда можно проверить человека по повадкам, по характеру, по психологическим манерам, по внешним признакам, соответствует он своему тотему или нет. И чем ближе он к тотему – тем больше у него Хварны. Кстати говоря, в идеале характеристика тотема должна вытеснить характеристику гороскопа. Календарь для нас первичен, гороскоп для нас вторичен. Календарь был тогда, когда не было никакого гороскопа.

Таким образом, у каждого человека есть свой тотемный ряд – три животных связанных с датой его рождения, три хранителя его хварны. Кроме того, существуют не только тотемы отдельных людей, но и тотемы коллективные, например, тотем эгрегора (обычно это растение), тотем рода человека, а также тотем имени человека.

totemy3Пробуждая дух тотема, человек не только обретает связанную с ними сакральную (магическую) защиту, например, в виде знаков во сне или примет в реальной жизни, но и может найти выход из замкнутого лабиринта времени, проводником в котором будет именно его тотем. С помощью своего тотема человек может восстановить утраченную связь с миром. Не случайно в качестве тотема чаще всего выступает именно животное, стоящее наиболее близко к человеку. Животное выступает посредником между всеми царствами природы, поэтому тотем помогает человеку познать все природные царства, не теряя своего собственного естества.

Тотемное животное – это символ высших свойств, которые человек может наработать в течение жизни. Для того, чтобы их наработать, чтобы наработать Хварну, защиту, человеку в течении жизни нужно ориентироваться на  лучшие, светлые, полезные качества животного-тотема, пытаться повторить их в своих поступках, в своем характере, воплотить в своей жизни, стараться нести в мир ту пользу, которую несет данное животное в природе.

П.П. Глоба "Основы авестийской астрологии".

П.П. Глоба "Учение древних Ариев".