Мифология

Аргонавты — в древнегреческой мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле «Арго». Корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.

Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк (Поллукс), Геракл, Орфей, Пелей, прорицатель Мопс, Еврит, Гилас и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду. У Аполлодора приводится перечень 45 аргонавтов. Согласно Диодору, который не дает перечня, всего их было 54. По Феокриту, их было 60, по ряду других авторов, всего 50. Так как списки противоречат друг другу, в различных перечнях встречается более девяноста имён героев.

Пережив множество приключений, аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию, при этом завладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея, дочь колхидского царя, которую Ясон потом взял в жёны. По Гесиоду, они проплыли по Фасису до океана, затем прибыли в Ливию.

Золотое руно — в древнегреческой мифологии, золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики). По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт — «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).

Фрикс достиг берега Колхиды (вероятно, современная Западная Грузия). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность.

Корабль - символ Земли, плывущей в безграничном космосе, а также жилища, организованного для жизни в открытой стихии. Корабль - символ безопасности, лунный, женский знак колыбели. Также символ поиска и перехода на другие уровни существования. В древности корабли символизировали небесные тела.

Кроме того, корабль выступает символом одной из трех теологических добродетелей - Надежды, у которой он помещается на голове в качестве головного убора и как напоминание о том, что первые морские путешествия предпринимались в надежде на лучшее. С древних времен у всех народов приморских стран эмблема корабля означала достижение цели.

Образ корабля связан с символикой поиска, странствия, в частности мореплавания (как бытия, стремящегося преодолеть собственные границы, выйти за рамки наличного). Также это символ прибежища в бурных водах, подобно острову и Ноеву ковчегу, и образ спасения. Так, например, в христианской символике церковь уподобляется кораблю.

Корабль в своем символическом значении сближается с ладьей (в качестве олицетворения человеческой души либо человека в целом). Он также является пространством перехода: корабль не принадлежит ни земной, ни водной стихии, само пребывание на корабле может рассматриваться как положение между жизнью и смертью. В эмблематике корабль является символом благополучного достижения цели.

Самый известный мореплаватель западной традиции — это Одиссей. Он олицетворяет путь к истокам, и в этом контексте наделяется скорее негативным значением (возвращение домой — это возврат к отправной точке, то есть к материнскому лону, это отсутствие эволюции и смерть). Антитезой Одиссею становится образ Синдбада-морехода, великого мореплавателя восточной традиции, вновь и вновь стремящегося к неведомым землям, преодолевающего пространство, противостоящего ограниченности существования.

В позднем европейском средневековье возникает особый жанр, описывающий символическое плавание (сама эта тема была актуализирована под влиянием греческого мифа об аргонавтах). Сочинялись многочисленные «Корабли», экипаж которых составляли олицетворенные добродетели или пороки, социальные типы, отправлявшиеся в море не в поисках богатства, но навстречу собственной судьбе и истине — величайшему из сокровищ.